Найти тему
Владислав Маслов

Доброе утро дорогие подписчики сегодня рассмотрим историю танка лев

Оглавление

Panzerkampfwagen VII «Löwe» (нем. Löwe — Лев) — проект немецкого сверхтяжёлого танка, разработанный в 19411942 году фирмой Krupp. От проекта отказались в пользу «Мауса». Прототипа изготовлено не было — имеются лишь различные недоработанные чертежи, также был создан макет из дерева. В одном из вариантов танка немецкие конструкторы прорабатывали кормовое расположение башни, что было новым решением компоновки танков.

Лев

PzKpfw VII «Löwe»

Классификация

сверхтяжёлый танк

Боевая масса, т

80

Экипаж, чел.

6

История

Производитель

Фридрих Крупп АГ

Годы производства

Не производился

Годы эксплуатации

Не эксплуатировался

Количество выпущенных, шт.

Не выпускался

Основные операторы

Размеры

Длина корпуса, мм

  • 7,74 м

Ширина, мм

3,83 м

Высота, мм

3,08 м

Бронирование

Тип брони

Стальная

Лоб корпуса (верх), мм/град.

120

Лоб корпуса (низ), мм/град.

100

Борт корпуса, мм/град.

110

Борт корпуса (верх), мм/град.

110

Борт корпуса (низ), мм/град.

110

Корма корпуса, мм/град.

80

Днище, мм

40

Крыша корпуса, мм

40

Лоб башни, мм/град.

240

Маска орудиямм/град.

120

Корма башни, мм/град.

80

Вооружение

Калибр и марка пушки

105-мм KwK L/70

Тип пушки

нарезная танковая

Углы ВН, град.

-6 +25

Углы ГН, град.

360

Подвижность

Мощность двигателя, л. с.

800

Скорость по шоссе, км/ч

27

Скорость по пересечённой местности, км/ч

22

Первоначально танк имел индекс VK 7001 (K) или «Tiger-Maus». В марте индекс проекта был изменён с VK 7001 (K) на VK 7201 (K). Название Panzerkampfwagen VII «Löwe» проект получил либо в начале 1942 года или же в апреле 1942 года. Также в некоторых источниках индекс VK 7201 и обозначение Panzerkampfwagen VII относят к E75, но это не так.

-2

Править

Разработка тяжёлого танка под наименованием PzKpfw VII (или VK 6501) началась ещё в начале 1939 года. Шасси танка разрабатывал Henschel, а башню — Krupp. По проекту танк имел лобовую броню 80 мм. При создании боевой машины использовался опыт разработки тяжёлого танка Durchbruchswagen (рус. Машина прорыва). От «машины прорыва» были заимствованы элементы корпуса и ходовой части[1]. На танк предполагалось устанавливать двигатель Maybach 224, мощностью 600 лошадиных сил. PzKpfw VII имел торсионную подвеску, разработанную Эрнстом Книпкампом. В сентябре управление вооружений сухопутных войск санкционировало постройку прототипа, однако уже в октябре 1940 года работы были прекращены. Проблема состояла в том, что PzKpfw VII имел максимальную скорость всего 20 километров в час, тогда как Вермахту нужны были сравнительно лёгкие и подвижные машины. В середине 1941 года, однако, был изготовлен прототип танка, но данных об испытаниях нет.

Ещё до начала Великой Отечественной войны немецкая разведка стала получать информацию о советских тяжёлых танках. В частности, имелись сведения о наличии на вооружении Красной Армии танков, массой более 115 тонн. После начала войны и встречи с Т-34 и КВ-1 немецкое командование стало серьёзно воспринимать подобные слухи. Осенью 1941 года проекты VK 20 и VK 36 были свёрнуты ради разработки более тяжёлых машин (будущие Тигр и Пантера). Вполне естественно, что и у VK 65 появился наследник.

В конце 1941 года фирме Krupp было выдано задание на создание нового тяжёлого танка прорыва. Проект получил название «Tiger-Maus» или VK7001. Масса танка составляла 90 тонн с лобовой броней 140 миллиметров и бортовой бронёй 110 миллиметров. Экипаж должен был состоять из 5 человек. На танк предполагалось ставить двигатель от торпедного катера мощностью 1000 л/с. Максимальная скорость танка должны была составлять 44 км/ч. В качестве вооружения должна была использоваться пушка 150-мм L/37 (или L/40) или 105-мм KwK L/70. В начале 1942 года (по другим данным — в феврале) фирме Krupp приказали разработать новый проект тяжёлого танка прорыва, получившего в апреле обозначение PzKpfw VII Löwe (нем. Löwe — Лев). Новый проект базировался на VK7001. Было разработано сразу два варианта нового танка:

  • Лёгкий вариант массой 76 тонн с толщиной лобовой брони 100 миллиметров и с вооружением в качестве пушки 10,5 cm KwK L/70 со спаренным с ней пулемётом. Максимальная скорость — 27 км/ч. Экипаж — 5 человек. Башня данного танка должна была располагаться в корме боевой машины.
  • Тяжёлый вариант массой 90 тонн с толщиной лобовой брони 120 миллиметров и с вооружением в качестве пушки 10,5 cm KwK L/70 со спаренным с ней пулемётом. Максимальная скорость — 23 км/ч. Экипаж — 5 человек.

Гитлер 6 марта 1942 года распорядился продолжить работу над тяжёлым вариантом танка, оснастив его 150-мм KwK L/40 с длиной ствола 40 или 37 калибров. Лобовая броня должна была быть доведена до 140 миллиметров. Первый прототип предполагалось изготовить к весне 1943 года. Это было связано с наличием информации о том, что к этому времени на вооружении Красной Армии появятся новые тяжёлые танки. В период с марта по май Krupp представил шесть вариантов тяжёлого танка «Лев». Но непреодолимым препятствием для «Льва» стала танковая комиссия в Управлении вооружений, в которой председательствовал Фердинанд Порше. Он, «взвесив все плюсы и минусы проектов», приказал продолжить разработку Мауса, отклонив проект фирмы Krupp. 18 мая 1942 года по приказу Гитлера работы над танком были остановлены.

В ходе разработки танка «Королевский Тигр» полковник Фихтель из управления вооружениями предложил переработанную модель Льва с 88-мм пушкой KwK 43 L/71 и лобовой бронёй 140 мм. Вес танка должен был составлять 90 тонн, а максимальная скорость — 35 км/ч с 12-цилиндровым двигателем Maybach HL 230 P 30, мощностью 800 л/с. Однако проект был отвергнут.

-3

Править

 

Maybach HL 230 в музее техники в Зинсхайме (Германия)

Экипаж танка состоял из пяти человек. Масса тяжёлого варианта «Льва» достигала 90 тонн, лёгкого — 76.

Ходовая часть применительно к одному борту состояла из 9 опорных катков, расположенных в шахматном порядке. Ведущие колёса располагались спереди, направляющие — сзади. Для улучшения проходимости танка было принято решение довести ширину гусеничных траков до 900—1000 мм. Удельное давление на грунт, при использовании таких гусеничных траков, составляло 1.0 кг/см². На «Лев» предполагалось ставить V-образный 12-цилиндровый бензиновый карбюраторный двигатель Maybach HL 230, мощностью 800 л.с. При этом максимальная скорость танка должна была составлять 25-30 км/ч по шоссе и 15 км/ч по пересечённой местности. В качестве вооружения в первоначальном варианте предполагалось использовать 105-мм орудие с длиной ствола 70 калибров. На окончательном варианте «Льва» было решено использовать 150-мм орудие с длиной ствола либо 37, либо 40 калибров.

Сравнение ТТХ вариантов «Льва»ХарактеристикиЛёгкий вариантТяжёлый вариантОкончательный вариантМасса769090Экипаж555Вооружение10,5 cm KwK L/7010,5 cm KwK L/70150 mm L/37 (или L/40)Бронирование100 (лоб)120 (лоб)140 мм (лоб корпуса)ДвигательMaybach HL 230Maybach HL 230Maybach HL 230Скорость27 км/ч23 км/ч25-30 км/ч (шоссе)

15 км/ч (пересечённая местности)