Найти тему
УРАЛОВЕД

Как чугунные болванки спасали жизни людей на реке Чусовой

В XVIII-XIX веках уральские заводы отправляли свою продукцию в Центральную Россию водным путём, при этом наибольшее количество барок шло весной по Чусовой. При сплаве железных караванов по бурной весенней реке не обходилось без несчастий. Некоторые барки налетали на скалы-бойцы, разбивались и тонули, гибли люди.

Некоторые работы по улучшению условий судоходства были проделаны после перехода Чусовой в 1861 году к Министерству путей сообщения. Около самых опасных бойцов начали устанавливать защитные деревянные сооружения — заплыви системы Корицкого. Были срезаны выступающие мысы, убраны крупные камни, расчищены переборы, построены полуплотины для сужения русла и увеличения глубины перекатов. Позже были взорваны отдельные скальные выступы.

В результате снизилось количество крушений судов. Если раньше эта цифра доходила до 10% от всего железного каравана, то после проведённых работ — не более 4%, несмотря на увеличение погрузки судов.

Значительно облегчило сплав и использование так называемых лотов – специальных якорей в виде чугунных чушек с шипами. Их спускали сзади барки, благодаря чему замедляли ход на опасных местах и спасались от крушений о скалы.

Способ сплава барки с лотами был придуман в 1850-х годах купцом Д.С. Кожевниковым из Чистополя. Лот представлял собой 50-килограммовую чугунную болванку с шипами. Применялись связки из 6-8 чугунных лотов. Лоты соединялись между собой и с баркой цепями.

Скорость движения барки снижалась, ей становилось легче управлять, а за счёт своей тяжести лот скатывался в наиболее глубокое место фарватера реки. Подведя добавочные канаты от лота к бортам судна и подтягивая один из них, можно было поворачивать судно в нужном направлении. Лишь иногда требовалось помогать потесями. Новый способ передвижения позволил вдвое сократить число задействованных на барках рабочих. Барки Кожевникова с лотами плавали по рекам Каме и Белой. Вскоре лот стали использовать при сплаве каменного угля по Вильве и Яйве, хлеба по Аю, а также на Уфе.

Однако на Чусовой лот долго не использовался. Недостатком этого способа было снижение скорости. На сплав требовались дополнительные сутки, а воды в реке порой не хватало, ведь для сплава приходилось открывать заводские плотины. Первым на Чусовой на эксперимент решился промышленник Н.Г. Стрижов, в 1880 году отправивший с Уткинской казённой пристани гружёное чугуном судно на лоту.

Отправка билимбаевского каравана. Фото В.Л. Метенкова
Отправка билимбаевского каравана. Фото В.Л. Метенкова

Тогда сплавом на лотах заинтересовались и на Билимбаевском заводе. В апреле 1881 года на лотах плыли две барки билимбаевского каравана. Для этого пригласили двух лоцманов, имевших опыт сплавов с лотами по реке Косьве. Однако из-за обмеления реки обе барки сели на мель недалеко от Трёки. Тем не менее, эксперимент был признан удавшимся. В 1882 году билимбаевцы отправили с лотами уже пять барок. Постепенно и другие караваны стали использовать лоты. Использование лотов значительно снизило аварийность.

Лот стал символом новых безопасных сплавов. Хотя вскоре, после постройки железной дороги, сплавы железных караванов и вовсе ушли в историю.

В посёлке Кын на берегу реки Чусовой можно увидеть памятник Сплаву железных караванов. Он представляет собой увеличенную копию лота. Масса установленного в 2010 году памятника, отлитого на Лысьвенском металлургическом заводе, около 4 тонн. Его автор — скульптор А. Чагачкин из Лысьвы.

Памятник Сплаву железных караванов в посёлке Кын
Памятник Сплаву железных караванов в посёлке Кын

Настоящие чусовские лоты можно посмотреть в некоторых уральских музеях, а на Чусовой – в музее под открытым небом в селе Сулём. Есть лот и в небольшом музейчике в фермерском хозяйстве около устья реки Серебрянки. Как рассказал мне живущий там фермер Иван, река вымыла поблизости три лота. Два из них отдали в музеи, а один оставили здесь.

Благодарю за внимание! Ваш Павел Распопов.
Читайте также другие статьи по теме:
·
Река Чусовая: 10 интересных фактов
·
Самый страшный год в истории реки Чусовой
·
Как сплавлялись по Чусовой свыше 100 лет назад