Периодически в прессе всплывают новости о встреченном в горах снежном человеке или об увиденных на снегу следах невероятного размера "вот тут за речкой", с которых оперативно были сняты гипсовые слепки.
На мой взгляд, вполне можно доверять одному из этих свидетельств, ибо оно исходит от очень известного человека, которому сомнительная слава могла лишь повредить. И реально страшно читать его описание той ночной встречи в Гималаях.
Райнхольд Месснер: величайший альпинист и скалолаз мира, писатель и депутат европарламента.
Его книга "Йети" на русский язык не переводилась. Мне удалось купить в Катманду оригинальное издание. Здесь я привожу отрывки.
…Вдруг, молчаливый как тень, большой темный силуэт показался в десятке метров впереди меня, в зарослях рододендронов. «Як», подумал я с чувством облегчения при мысли встретить тибетцев, получить горячий ужин и место, где я смогу спать этой ночью. Но животное не двигалось. Потом оно бросилось бесшумно бежать через лес, исчезая и вновь появляясь, все быстрее и быстрее. Ни ветки, ни ямы ему не мешали. Это был не як.
Чтобы пробежать десяток метров от кустов до поляны, животному понадобилось всего несколько секунд. Оно передвигалось вертикально.
...Когда я пересекал заросли можжевельника, то внезапно услышал резкий шум – свист, подобный тревожному крику горных коз. Краем глаза я заметил вертикальный силуэт, там где низкий кустарник покрывал крутой склон. Фигура передвигалась стремительно, наклонившись вперёд, бесшумно исчезая и вновь появляясь в лунном свете. Она внезапно остановилась, глядя на меня. Я опять услышал свист: это было похоже на выражение гнева. На короткий момент я увидел его глаза и зубы. Животное стояло, угрожая. Его лицо было серым пятном, тело – чёрным силуэтом. Оно было покрыто шерстью и имело короткие ноги, мощные руки свисали вдоль тела почти до колен. Скорее всего, он был выше двух метров, а вес должен был быть намного больше чем у человека такого же роста. Я был ошеломлен, видя с каким проворством перемещается этот гигант. Он удалился теперь к краю откоса и я вздохнул с облегчением. Я был совершенно ошеломлен. Никакой человек не мог бы так бегать в ночи. Я был загипнотизирован и даже не вспомнил про бинокль. Настоящая вонь наполняла воздух. Я ощущал всем своим существом удаляющиеся крики монстра.
Я погрузил взгляд в ночную темень. Шерпы говорили, что свист – признак опасности и что нужно как можно быстрее спускаться. Но как можно бежать так же быстро как это животное среди скал и зарослей? Я бы переломал себе ноги и стал бы еще более легкой добычей.
Мысль, что таинственное существо может вернуться, повергала меня в дрожь. Я достал фонарик и пошел своим путем, останавливаясь, чтобы осмотреться и прислушаться. Я чувствовал, что за мной наблюдают. Дорога привела к потоку. Я хотел найти надёжное место чтобы провести остаток ночи, но пересечь реку вброд в темноте было невозможно. Глубина была как минимум метр, я слышал как вода ворочает крупные камни. Скалы около воды были покрыты инеем. Я знал, что поток станет слабее перед наступлением утра, когда ледник от ночного мороза станет меньше таять.
Усталый и охваченный чувством одиночества, я искал место для лагеря. Я нашел скалы, из которых река выдолбила подобие защитного барьера. У меня не было выбора.
Я развернул свой коврик-пенку и скользнул в спальный мешок, положив голову на полупустой рюкзак. Но как только я закрывал глаза, мне мерещился силуэт монстра, наклонившегося надо мной, так что я предпочел держать глаза открытыми. Лунный свет теперь освещал все вершины соседней долины.
Внезапно я вновь услышал свист. Я подскочил. Это не мог быть ветер. Животное вернулось. С сильно бьющимся сердцем я разглядывал темную долину. Раздавалось шипение и плеск воды.
Я убрал пуховый спальник в рюкзак и вновь двинулся в путь, следуя вдоль потока. Я должен был найти способ переправы. К моему большому удивлению и облегчению, я действительно нашел мостик и продолжил свой путь по другому берегу, обходя крупные куски скал, обнаружил новую прерию и несколько хижин. Они казались покинутыми, света не было видно. Деревня – очевидно, Чагу, окруженная колючим кустарником и каменной стеной, выглядела мрачно и печально. Я произвел как можно больше шума. Я хотел, чтобы меня услышали. Опасно внезапно приближаться к деревне среди ночи: могут принять за вора. «Таши делек!» - позвал я по-тибетски сначала тихо, потом громче. Никакого шума. Никакого света. Два десятка похожих каменных хижин с деревянными крышами. Дома выглядели брошенными. Мне оставалось выбрать один. Забыв все предосторожности, я вошел во двор, проскользнув между деревянными загородками, на поиск места, где провести ночь.
Альпинисту удалось благополучно встретиться с погонщиками яков, которые были крайне напуганы его рассказом. Шерпы говорят, что йети перебивает яку хребет одним ударом кулака.
Месснер принялся искать легенды о снежном человеке по всему миру. И обнаружил, что они действительно есть у всех горных народов. В Гималаях в некоторых монастырях ему показывали хранящиеся там останки снежного человека, но после изучения всякий раз оказывалось, что это подделка. Хотя до сих пор их предъявляют туристам и делают на этом неплохой бизнес.
В одной из деревень Кавказа Месснеру рассказали такую историю.
В конце XIX века жители поймали женщину-йети и поселили в своей деревне. Это было крупное волосатое существо с длинными руками и покатым черепом. Она время от времени рожала детей, но сразу опускала их в ледяную воду и они умирали. Некоторых успели у нее забрать, и они выжили. Их потомки известны и до сих пор живут в долине.
Месснер организовал экспедицию в Гималаи, надеясь найти доказательства существования снежного человека, но ничего бесспорного не обнаружил. Альпинист пришел к выводу, что реликт гигантских человекообразных существ прекратил свое существование, но еще долго будет присутствовать в мифах и легендах.
Естественно, максимальная концентрация легенд о снежном человеке встречается в эпосе наиболее высокогорного народа - шерпов. Но современные шерпы реагируют на разговоры о йети, как русские - о медведях, гуляющих по их улицам: смеются.
ШЕРПЫ И ЙЕТИ
тибетская легенда
В бесконечных горах - опасность и страх
И злобные демоны путника ждут.
Шерп не выйдет один, в горах господин
Тот монстр, от которого люди бегут.
Беспощадный злодей, убийца детей,
И ночью все шерпы сидят взаперти,
Люди мрачно глядят, их просто съедят.
Короче, решение нужно найти…
«Чем скорей нападешь – кричит молодежь,
Скорее удастся врага победить»,
«Воевать не с руки, - ворчат старики,
Спокойнее просто деревню сменить…»
Переслушав весь крик, взял слово старик:
«Я решил – за врагом надо понаблюдать.
И заметил как раз, что смотрят на нас
И стараются людям во всем подражать.
Соберемся толпой с вином и едой
Враги поглядеть-то, конечно, придут,
Мы же драку начнем, но после уйдем,
А йети друг друга, возможно, прибьют».
Так их план и возник. Собрали пикник,
Спустились тропою на берег реки,
Только кроме вина и хитрость нужна,
С большими ножами пришли смельчаки.
Будет хуже врагам, на песни и гам
Все йети подкрались смотреть на чужих:
Шерпы с жадностью пьют, кричат и поют,
Но в воздухе вдруг засверкали ножи…
Вскоре люди ушли, оставив в пыли
Припасы с оружием вместе лежать,
Скрылись очень легко и недалеко:
Из поля подсолнухов понаблюдать.
Йети, возле воды, отведав еды,
Скорее за выпивку рьяно взялись.
Вскоре между собой затеяли бой
Смертельным оружием йети дрались…
Злобный рев дикарей, удары быстрей,
В минуту река стала красной сама,
Победив без потерь, спокойно теперь
Довольные шерпы вернулись в дома.
Автор текста и переводов Галина Погодина