Найти в Дзене

Йети: свидетельства и легенды

Периодически в прессе всплывают новости о встреченном в горах снежном человеке или об увиденных на снегу следах невероятного размера "вот тут за речкой", с которых оперативно были сняты гипсовые слепки.

След "адыгейского йети", фото автора
След "адыгейского йети", фото автора

На мой взгляд, вполне можно доверять одному из этих свидетельств, ибо оно исходит от очень известного человека, которому сомнительная слава могла лишь повредить. И реально страшно читать его описание той ночной встречи в Гималаях.

Райнхольд Месснер: величайший альпинист и скалолаз мира, писатель и депутат европарламента.

-2

Его книга "Йети" на русский язык не переводилась. Мне удалось купить в Катманду оригинальное издание. Здесь я привожу отрывки.

…Вдруг, молчаливый как тень, большой темный силуэт показался в десятке метров впереди меня, в зарослях рододендронов. «Як», подумал я с чувством облегчения при мысли встретить тибетцев, получить горячий ужин и место, где я смогу спать этой ночью. Но животное не двигалось. Потом оно бросилось бесшумно бежать через лес, исчезая и вновь появляясь, все быстрее и быстрее. Ни ветки, ни ямы ему не мешали. Это был не як.
Чтобы пробежать десяток метров от кустов до поляны, животному понадобилось всего несколько секунд. Оно передвигалось вертикально.
...Когда я пересекал заросли можжевельника, то внезапно услышал резкий шум – свист, подобный тревожному крику горных коз. Краем глаза я заметил вертикальный силуэт, там где низкий кустарник покрывал крутой склон. Фигура передвигалась стремительно, наклонившись вперёд, бесшумно исчезая и вновь появляясь в лунном свете. Она внезапно остановилась, глядя на меня. Я опять услышал свист: это было похоже на выражение гнева. На короткий момент я увидел его глаза и зубы. Животное стояло, угрожая. Его лицо было серым пятном, тело – чёрным силуэтом. Оно было покрыто шерстью и имело короткие ноги, мощные руки свисали вдоль тела почти до колен. Скорее всего, он был выше двух метров, а вес должен был быть намного больше чем у человека такого же роста. Я был ошеломлен, видя с каким проворством перемещается этот гигант. Он удалился теперь к краю откоса и я вздохнул с облегчением. Я был совершенно ошеломлен. Никакой человек не мог бы так бегать в ночи. Я был загипнотизирован и даже не вспомнил про бинокль. Настоящая вонь наполняла воздух. Я ощущал всем своим существом удаляющиеся крики монстра.
Я погрузил взгляд в ночную темень. Шерпы говорили, что свист – признак опасности и что нужно как можно быстрее спускаться. Но как можно бежать так же быстро как это животное среди скал и зарослей? Я бы переломал себе ноги и стал бы еще более легкой добычей.
Мысль, что таинственное существо может вернуться, повергала меня в дрожь. Я достал фонарик и пошел своим путем, останавливаясь, чтобы осмотреться и прислушаться. Я чувствовал, что за мной наблюдают. Дорога привела к потоку. Я хотел найти надёжное место чтобы провести остаток ночи, но пересечь реку вброд в темноте было невозможно. Глубина была как минимум метр, я слышал как вода ворочает крупные камни. Скалы около воды были покрыты инеем. Я знал, что поток станет слабее перед наступлением утра, когда ледник от ночного мороза станет меньше таять.
Усталый и охваченный чувством одиночества, я искал место для лагеря. Я нашел скалы, из которых река выдолбила подобие защитного барьера. У меня не было выбора.
Я развернул свой коврик-пенку и скользнул в спальный мешок, положив голову на полупустой рюкзак. Но как только я закрывал глаза, мне мерещился силуэт монстра, наклонившегося надо мной, так что я предпочел держать глаза открытыми. Лунный свет теперь освещал все вершины соседней долины.
Внезапно я вновь услышал свист. Я подскочил. Это не мог быть ветер. Животное вернулось. С сильно бьющимся сердцем я разглядывал темную долину. Раздавалось шипение и плеск воды.
Я убрал пуховый спальник в рюкзак и вновь двинулся в путь, следуя вдоль потока. Я должен был найти способ переправы. К моему большому удивлению и облегчению, я действительно нашел мостик и продолжил свой путь по другому берегу, обходя крупные куски скал, обнаружил новую прерию и несколько хижин. Они казались покинутыми, света не было видно. Деревня – очевидно, Чагу, окруженная колючим кустарником и каменной стеной, выглядела мрачно и печально. Я произвел как можно больше шума. Я хотел, чтобы меня услышали. Опасно внезапно приближаться к деревне среди ночи: могут принять за вора. «Таши делек!» - позвал я по-тибетски сначала тихо, потом громче. Никакого шума. Никакого света. Два десятка похожих каменных хижин с деревянными крышами. Дома выглядели брошенными. Мне оставалось выбрать один. Забыв все предосторожности, я вошел во двор, проскользнув между деревянными загородками, на поиск места, где провести ночь.

Альпинисту удалось благополучно встретиться с погонщиками яков, которые были крайне напуганы его рассказом. Шерпы говорят, что йети перебивает яку хребет одним ударом кулака.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Месснер принялся искать легенды о снежном человеке по всему миру. И обнаружил, что они действительно есть у всех горных народов. В Гималаях в некоторых монастырях ему показывали хранящиеся там останки снежного человека, но после изучения всякий раз оказывалось, что это подделка. Хотя до сих пор их предъявляют туристам и делают на этом неплохой бизнес.

В одной из деревень Кавказа Месснеру рассказали такую историю.
В конце XIX века жители поймали женщину-йети и поселили в своей деревне. Это было крупное волосатое существо с длинными руками и покатым черепом. Она время от времени рожала детей, но сразу опускала их в ледяную воду и они умирали. Некоторых успели у нее забрать, и они выжили. Их потомки известны и до сих пор живут в долине.

Месснер организовал экспедицию в Гималаи, надеясь найти доказательства существования снежного человека, но ничего бесспорного не обнаружил. Альпинист пришел к выводу, что реликт гигантских человекообразных существ прекратил свое существование, но еще долго будет присутствовать в мифах и легендах.

Естественно, максимальная концентрация легенд о снежном человеке встречается в эпосе наиболее высокогорного народа - шерпов. Но современные шерпы реагируют на разговоры о йети, как русские - о медведях, гуляющих по их улицам: смеются.

ШЕРПЫ И ЙЕТИ
тибетская легенда
В бесконечных горах - опасность и страх
И злобные демоны путника ждут.
Шерп не выйдет один, в горах господин
Тот монстр, от которого люди бегут.
Беспощадный злодей, убийца детей,
И ночью все шерпы сидят взаперти,
Люди мрачно глядят, их просто съедят.
Короче, решение нужно найти…
«Чем скорей нападешь – кричит молодежь,
Скорее удастся врага победить»,
«Воевать не с руки, - ворчат старики,
Спокойнее просто деревню сменить…»
Переслушав весь крик, взял слово старик:
«Я решил – за врагом надо понаблюдать.
И заметил как раз, что смотрят на нас
И стараются людям во всем подражать.
Соберемся толпой с вином и едой
Враги поглядеть-то, конечно, придут,
Мы же драку начнем, но после уйдем,
А йети друг друга, возможно, прибьют».
Так их план и возник. Собрали пикник,
Спустились тропою на берег реки,
Только кроме вина и хитрость нужна,
С большими ножами пришли смельчаки.
Будет хуже врагам, на песни и гам
Все йети подкрались смотреть на чужих:
Шерпы с жадностью пьют, кричат и поют,
Но в воздухе вдруг засверкали ножи…
Вскоре люди ушли, оставив в пыли
Припасы с оружием вместе лежать,
Скрылись очень легко и недалеко:
Из поля подсолнухов понаблюдать.
Йети, возле воды, отведав еды,
Скорее за выпивку рьяно взялись.
Вскоре между собой затеяли бой
Смертельным оружием йети дрались…
Злобный рев дикарей, удары быстрей,
В минуту река стала красной сама,
Победив без потерь, спокойно теперь
Довольные шерпы вернулись в дома.

Автор текста и переводов Галина Погодина