Найти тему

Как поляки хотели лишить русских права на водку

Поляки заинтересовались водкой с Урала. Хотят поставить точку в споре в несколько веков.

Случалось ли вам дегустировать водку? Звучит вызывающе. На этом сделали акцент в новом варшавском музее польской водки. После экскурсии вам предлагают оценить три напитка. Поляки не стесняясь говорят о водке как о национальном достоянии. Водку они называют своим вкладом в историю человечества.

В России гиды, сопровождающие польские группы, обречены на вопрос: где тут у вас самая вкусная водка? Алкогольный сувенир, который поляки готовы увезти из нашей страны – бутылка хорошей водки. Сначала это выглядит так: это что они о нас думают, что мы тут поголовно алкоголики? Но дело в том, что в водке поляки действительно разбираются и сами с удовольствием дарят Зубровку, Выборову или Люкс.

-2

Музей польской водки, который открылся в Варшаве год назад, сразу вошел в чарт самых посещаемых мест Варшавы и дело не только в дегустации. Музей стал частью ревитализированного пространства бывшего водочного завода «Koneser». Музей занял лишь одно из зданий бывшей фабрики, остальные цеха остались за ресторанами, барами, мастерскими дизайнеров, пространствами для развития детей. Здесь даже находится салон Тесла, хотя еще десять лет назад эта часть города считалась почти трущобами.

-3

Недавно представители Музея связались с историком Татьяной Мосуновой, автором статей по истории поляков в Сибири и биографического исследования семьи польских производителей водки Поклевских-Козелл, с предложением дополнить экспозицию. Музей польской водки заинтересовала семья Поклевских-Козелл - поляков, которые владели десятками водочных заводов на Урале. Сейчас ведутся переговоры в каком формате можно будет расширить экспозицию с помощью уральских материалов. Возможно, такая страница совместной истории немного сгладит конфликт – какая из стран: Россия или Польша может претендовать в праве на бренд водки.

-4

Крепкий алкоголь, который употребляли славяне, не сразу стали называть водкой. Поляки называли его гожалкой, русские – хлебным вином. История уходит корнями в 15-16 века. Но слово водка знакомо всему миру.

Обе страны претендуют на то, что водка является часть культурного кода нации. Славянское слово понятное без перевода стало частью информационной войны между Польшей и СССР, которая длилась почти 10 лет. Вильям Похлебкин защитил на этом диссертацию, изрядно погрели руки юристы международных арбитражных судов. Хотя СССР в итоге смог настоять на своем, на первых порах Польша чуть было не вырвала право на водочный бренд. Дело начало раскручиваться в 1972 году.

Водочную войну разожгла «Пепси-Кола». Она решила обойти конкурента «Кока-Колу» и выдвинуться на советский рынок. В 1972 году заводы по производству американской газировки стали строить в Новороссийске, затем в других городах. В замен Пепси предложила провести рекламную кампанию русской водки в Америке. Финансовые схемы в СССР были на редкость просты. Деньги вообще не использовались. Пепси-колу продавали за рубли, а на вырученные деньги американцы закупали водку «Столичная», которую реализовывали в США.

Реально американцы получали водку на сумму проданной пепси. Бартерная сделка заставила американцев покрутиться. Чтобы продать русскую водку, Пепси провела успешную рекламную кампанию.

Она строилась на элитарности русской водки. Русская водка – признак избранности, это модно. Продажа русской (советской) водки в Америке в начале 1970-х возросла и все, кто до того времени поставлял водку на американский рынок остался за кадром, подвинули даже бренд Смирнофф.

Поляки проявили необычайную решительность и в 1978 году заявили свои права на бренд «водка». Большой брат (СССР), который, хоть и признавал за поляками предрасположенность к бунту, ошалел от такой наглости. Считалось, что Советский Союз как старший регулирует вопросы экономики в странах соцблока.

О неожиданном выступлении Польши рассказывает главный технолог варшавского водочного завода в небольшом фильме, с которого начинается посещение Музея польской водки. Фильм демонстрируется в медном зале – одном из бывших производств водочного завода.

Историю претензий Польши на водку можно услышать и позже. Экспозиция рассказывает о том, как появились и использовались крепкие алкогольные напитки. Историю водки представил один из лучших музейных мультимедийщиков Европы Мирослав Низио. Много остроумных находок с двигающимися средневековыми атласами, всплывающими картинками, играми. Хотя музей для взрослой аудитории, заходит все это на ура!

История борьбы Пепси-колы за рынок русской водки в Америке в музее остается немного за бортом. Акцент делается на дерзком иске, который подала Польша в Международный арбитражный суд в 1978 году, об исключительном праве на бренд «водка». Первыми, кто решил потягаться с СССР были американские производители из числа русских эмигрантов, но по их иску суд принял решение, что что страны, которые претендуют на исключительное право на бренд «водка», должны доказать, что производство водки впервые было начато именно на их территории. Прецедент на закрепление продукта за определенной территорией или страной был. До водки права оспаривали на виски, коньяк, шнапс.

В 1978 г. Польская народная республика заявила, что поляки изобрели этот напиток ещё до 1540 г. и назвали его сначала «гожалкой». Это подтверждалось историческими документами, которые прилагались к иску. Предлагалось признать исключительное право Польши продавать и рекламировать на внешних рынках под именем «водка» свой товар, а именно, — «Водку выборову» («Wodka wyborowa»). Другие производители должны были бы искать другое название для своей продукции.

Первая попытка СССР защитить интересы провалилась. Предоставленные документы не прошли историческую экспертизу. Оказалось, что исследований по русской водке не существует и специалистов по этому вопросу нет. Делить водку на свою и чужую в то время не додумались. И патентов не заводили. Тем более, что большая часть Польши в то время была часть Российской империи.

Тогда историк Вилим Похлебкин получил свой исторический шанс. К нему обратилось министерство внешней торговли с просьбой найти исторические свидетельства, которые можно было бы представить в международном арбитражном суде и дало безграничную свободу в допуске к любым архивам.

Похлебкин сделал то, что от него требовалось. Он нашел свидетельства, что водка на Руси изготовлялась уже не позднее 1478 г. и изобретена в 1440−70-е гг., т. е. раньше, чем в Польше.

В результате суд в 1982 г. признал за СССР право называть свою водку водкой. Правда, никто такого права не отнял и у поляков. Но и поляки не почувствовали себя ущемленными, им не запретили называть свою водку водкой. Разозлившись не на шутку, Советский Союз провел на Западе рекламную кампанию: «Только водка из России — настоящая русская водка!»

-5

Конец истории спора СССР и Польши в отношении прав на водку, в музейном рассказе немного смазывается. Вместо точки, ставится многоточие. Зато уральцы имеют все шансы стать частью экспозиции этого популярного музея, благодаря семье Поклевских-Козелл, которую в 19 веке называли водочными королями Урала.

-6

Семья Поклевских обосновалась на Урале в средине 19 столетия. После успешной государственной службы основателя династии в Западной Сибири. В начале 1840-х Альфонс Поклевский-Козелл приехал в Сибирь в качестве чиновника особых поручений при генерал-губернаторе Западной Сибири. Должность предполагала организацию логистики правительственных доставок. После выхода в отставку Поклевский обладал значительным опытом, состоянием, связями и знанием местной экономики. Основной капитал он решил вложил в водочное производство. Тактика была проста – давить и подминать под себя мелких заводчиков так долго, насколько возможно, и не дать подняться серьезным конкурентам. Два десятилетия Поклевский-Козелл держал монополию на самую доходную отрасль уральской экономики – производство водки, а затем до конца жизни продолжал оставаться крупнейшим продуцентом крепких и слабоалкогольных напитков. Поклевский был поляком и топовый менеджмент фирмы был в основном из числа поляков. Именно поэтому Поклевскому решили предложить место в пантеоне польских водочных королей. В Екатеринбурге Поклевским принадлежало несколько домов, водочный завод, питейные заведения и лавки.

Капитальное строительство Поклевских до сих пор используют в разных городах. В зданиях расположены школы, музеи, больницы, даже детский сад сотрудников Эрмитажа в Питере. Но производство погибло в эпоху переделов конца 1990-х –начала 2000-х. Польская фабрика тоже закрылась в 2007 году, но ее судьба оказалась более завидной. Правда, сейчас в польской водке крутится французский капитал, но французы оказались деликатны к польской истории.

-7

Музей польской водки состоит из пяти интерактивных галерей, на финише посетитель попадает в пространство, где представлена водка, выпускавшаяся в Польше. Каждый представленный артефакт сопровождается уникальной историей. Есть даже водка, которая выпускалась в расчете на российский рынок. Ее слоган – Вкусная! После часовой экскурсии предлагается дегустация трех видов водки, изготовленной из ржи, картофели и пшеницы. Интересно, что поляки не боятся обвинений в пропаганде алкоголизма. Хайповая тема прекрасно зашла и нашла свою целевую аудиторию. Среди посетителей музея встречаются и наши соотечественники, экскурсии для них проводят на русском. Музей получился модным, современным и не про пьянство. Если будете в Варшаве, посетить стоит.

-8

wikipedia.org
wikipedia.org

Татьяна Мосунова

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц