Найти тему
Размышлялки Кирилла

Почему я против детских развивашек. (статья нуждается в комментариях взрослых)

В двадцать первом веке хлынули в массы бесчисленное количество развивающих игр, головоломок, увлекательных задач, детских энциклопедий и прочих товаров раннего развития. И я через это всё прошёл: в лего, лабиринты, кубики рубика я играл так часто, что, скажем, на сборку кубика у меня уходило 4 минуты, из лего я уже строил башню до потолка, стоя на стуле, поставленном на стол, а лабиринты я рисовал с такой скоростью и настолько сложные, что буквально за пять минут получался лабиринт, что бы решить который надо потратить десять минут. Я этого достигал не только за счёт очень большой скорости рисования, а за счёт того, что я придумал и овладел технологией рисования лабиринта не отрывая карандаш от бумаги. К пяти годам я уже считал и читал, к шести я в уме уже свободно мог число 32 возвести в квадрат, или 347 умножить на 5. На это уходили секунды. Я изучил столько энциклопедий про животных, динозавров и космос, что, когда я приходил в детскую библиотеку, не мог найти достаточно сложную книгу, которую я ещё не читал. Я знал около сотни наименований доисторических животных, знал, чем эра отличается от эона, от периода, от так называемого «яруса». Знал, чем отличаются крокодил, кайман и аллигатор. Называя животное, я его называл в два слова: не черепаха, а голопогосская черепаха; не просто тигр, а уссурийский тигр. Знал, чем вомбат отличается он намбата, или чем поссум отличается от опоссума. Я даже знаю, какова толщина спинной артерии у синего кита: 40 сантиметров. Вот только что мне это даёт…

Вон, мировой рекорд по сборке кубика рубика 3*3 (средняя скорость сборки конкретного человека) составляет уже менее 4-х секунд. Многие добиваются результатов в 5, 6 секунд. И знаете, каков возраст этих так называемых спидкуберов-рекодрсменов? Не старше 25-и лет, но многие чемпионы (чемпионы!) младше 10-и лет. И весь парадокс в том, что кроме сборки головоломок они больше ничего не умеют: они кашу себе приготовить не смогут, масло перелить из бутылки в другую и не улить пол они не смогут, в лесу заблудятся (и то, что они знают, чем «китайская пихта» отличается от «японской» им не поможет). И я не преувеличиваю: сам таким был. Но «развивашки» на самом деле ничего не развивают, потому что:

Решение головоломок и игра в «умные» игры тренирует только умение решать головоломки и умение выигрывать в «умные» игры.

А потому польза головоломок для развития очень сомнительна.

А самое плохое – даже не это. Самое плохое – то, что ребёнка ведь начинают хвалить: «Ты юный гений: ты собрал кубик рубика! В восемь-то лет!», «Ты у нас самый умный: ни я, ни папа, ни дедушка с бабушкой те и другие не знают столько всего про динозавров!», «ну, ты крутой: второй разряд по шахматам в 9 лет получить!» И так далее… Нахваливают и нахваливают, и у ребёнка создаётся впечатление, будь-то он большой молодец, и, пускай он ничего не умеет и совершенно ни в чём не разбирается, уже сам начинает про себя говорить: «я спиткубер», «я перворазрядник по шашкам», «Я юный гений!», вызывая неприязнь или усмешку у мужчин и лицемерную похвалу у бабушек.

картинка из интернета
картинка из интернета

Большая ошибка взрослых состоит в том, что они по наивности (да, взрослые тоже бывают наивны) полагают, что с возрастом это пройдёт, что ребёнок престанет играть в «развивашки», и начнёт учиться делать дела, учиться мастерству, учиться работать… Но само по себе это не произойдёт, если родители не перестанут хвалить ребёнка. Вот было ребёнку 7 лет: он играл в «развивашки», стало ему 9 лет, он играет в «развивашки», вот ему уже 11 лет, и он всё играет в развивашки, только – более сложные: Кубик рубика заменился на «мегаминкс», «мегаминкс» заменился на «тераминкс»; «моя первая энциклопедия» заменилась на книгу «силурийский период: флора и фауна», но суть не изменилась: ребёнок просто решает более сложные головоломки, глубже изучает «динозавров», а работать по – прежнему не хочет. И его… Перестают хвалить. Для ребёнка, которого хвалили всю жизнь, отсутствие похвалы подобно концу света, и вместо того, что бы заняться делом, он… Думает, что он просто решает слишком простые головоломки. И он продолжает учиться, скажем, собирать мегаминкс с закрытыми глазами. Но его никто не хвалит. И у ребёнка начинается депрессия. Из-за отсутствия похвалы. А точнее – из-за того, что за детские годы он ничего кроме развивашек не видел, и не получал никакого результата кроме похвалы. Но, вместо того, что бы заняться делом, он… продолжает читать книжки про динозавров, технику, собирать "кубики" и заниматься прочей ерундой..

Вот ему уже 13 лет: он совершенно ничего не умеет и совершенно не в чём не разбирается, кроме «развивашек», но к нему постепенно приходит понимание того, что детские годы прошли впустую, и что дальше так жить нельзя. И он начинает… пытаться жить, что-то делать. И если он лёжа на диване одной рукой собирал кубик рубика, то теперь двумя руками вскрывает пакет с крупой и… Вся крупа оказывается на полу. Пытается помыть полы, а фактически – расплёскивает мыльную воду. Пытается зашить карман, а сам укалывается иголкой.

развиваешь гения, а вырастает вот это. Зато IQ высокое!
развиваешь гения, а вырастает вот это. Зато IQ высокое!

И, терпя неудачи в жизни, он снова и снова возвращается в игру.

В итоге, «юный гений», которому нет равных, и IQ у которого зашкаливает, оказывается неуклюжим и глупым неумёхой. Мнемотехники (методики, позволяющие запоминать огромные числа) не помогают нему не забыть, куда он положил свои носки, очки и прочие вещи. На полпути до магазина он вспоминает, что забыл взять деньги. А мнемотехники действительно не помогают. Поверьте мне: я через это проходил!

А потому, я выступаю против «развивашек», и призываю: хотите развивать ребёнка – лучше не играть в шахматы его учите, а готовить, доски колотить, на худой конец – научите его вязать. Потом он освоит и что-нибудь потруднее: столярное дело, ремонтные работы, ремонт компьютеров. Научиться мало-мальски разбираться в документах и прочем… Станет мастером на все руки. Узнает, как надо жить в этой жизни.

Чем раньше ребёнок выйдет из сказок и фантазий – тем раньше он сможет воплотить это в жизнь.

А как вы считаете: нужны ли развивашки детям? Если да, то какие? А если нет - то почему?