Константин Коровин: жизнерадостный импрессионист
Есть в русской культуре особенность: среди мрачных размышлений о высшем смысле бытия трудно найти что-то простое и весёлое. Это касается не только литературы, но и живописи. А вот Константин Коровин удивил! В его полотнах, даже если они написаны тёмными красками, всё равно видны жизнеутверждающие мотивы. Своими работами он стремился дарить людям радость и красоту.
Дед Константина Михаил Коровин был богатым купцом, поднявшимся до первой гильдии из простых ямщиков. В своём доме он сумел создать атмосферу творчества: его сын — отец Константина — неплохо рисовал и это увлечение передал своим мальчикам. Мать будущего художника тоже любила живопись, и так как именно она в основном занималась воспитанием детей, то передавала им свои знания и умения.
«Я любил смотреть, когда у матери моей на столе лежали коробочки с разными красками. Такие хорошенькие коробочки и печатные краски, разноцветные. И она, разводя их на тарелке, кистью рисовала в альбом такие хорошенькие картинки», — вспоминал о детстве художник.
В их доме часто бывал И.М.Прянишников, знаменитый художник-передвижник и педагог, который с удовольствием играл с маленьким Костей во «Фрегат „Паллада“». Они переворачивали стол и отправлялись в «путешествие» к мысу Доброй Надежды. Как-то мальчик вместе с сестрой решил всё-таки найти этот самый мыс, и дети целый день бродили по городу, пока не оказались в полицейском участке, откуда их и доставили домой.
Отец Константина предпринимательскими талантами деда не отличался, и после смерти Михаила Емельяновича разорился. Семья переехала в деревню неподалёку от Москвы, и этот период стал для Коровина одним из самых счастливых. Он гулял в лесу, а когда ему подарили ружьё, то пристрастился к охоте. Попутно Константин зарисовывал пейзажи, и вскоре это стало его любимым делом, которое поощряют родители.
Однажды старший брат Сергей, учившийся в московском Училище ваяния и зодчества, показал работы Константина своим преподавателям, и они им понравились. Таким образом младший Коровин стал студентом, у которого достаточно скоро проявился свой собственный почерк. Отвергая чёткость линий, он размывает детали, весьма условно прорисовывая их.
При этом педагоги говорили о неусидчивости и спешке Коровина, будто бы он пренебрегает композицией, делая упор на эмоции. Художник свою позицию объяснял:
«Вы видите брёвна, стёкла в окне, деревья. А для меня это краски только. Мне всё равно что — пятна».
Василий Поленов, преподававший в училище, видя такую манеру письма своего студента, поинтересовался у него, не импрессионист ли он. Коровин пожал плечами, ответив, что не знает, что это. Вот и получается, что русский импрессионизм появился вне зависимости от французского.
Помимо привлекательной внешности и весёлого нрава Коровин обладал превосходным даром рассказчика, и всё это в комплексе вызывало у людей симпатию к нему. Поддался ей и Савва Мамонтов, пригласивший его в свой Абрамцевский кружок, где Константин Алексеевич увлёкся декоративно-прикладным искусством и сдружился с Валентином Серовым.
Вместе с ним Коровин занялся преподавательской деятельностью и в училище живописи организовал портретно-жанровую мастерскую. Студенты с удовольствием посещали его уроки, и многие из них впоследствии стали знаменитыми художниками.
У творчества Коровина было множество почитателей, его работы пользовались большим успехом, однако критика временами обрушивалась на него достаточно жёстко, обвиняя в декадентстве. Однажды художника даже вызвали на допрос и поинтересовались у него, «в чём разница между социализмом и импрессионизмом».
Тем не менее именно ему предложили заниматься реформированием театров, и Коровин с головой окунулся в декорации и костюмы. Актёры поначалу саботировали его нововведения, но когда Константин Алексеевич приобрёл револьвер и стал носить его за поясом, умерили свой пыл. В итоге его дебютная постановка «Дон Кихот» проходила при аншлагах.
Коровин поддержал Февральскую революцию, а Временное правительство — его, назначив на ответственную должность. Но с приходом к власти большевиков интерес к творчеству художника стал пропадать, а его звания уже ничего не значили.
В 1922 году произошёл и вовсе вопиющий случай. Константин Алексеевич принёс свои картины в Третьяковку, но их отвергли в весьма грубой форме: «Ваше искусство вместе с царизмом ушло в прошлое. Для пролетарского государства оно не может представлять ни ценности, ни интереса».
В следующем году Коровин покинул Россию, как он думал, ненадолго. Его пригласили в парижскую Гранд Опера декоратором и пообещали персональную выставку. В итоге за границей художник остался навсегда, хотя до последнего дня считал себя российским гражданином и очень скучал по родине...