Найти тему
Мир творческих людей

"Ваше искусство вместе с царизмом ушло в прошлое. Для пролетарского государства оно не может представлять ценности..."

портрет кисти В. А. Серова, 1891, из коллекции И. А. Морозова
портрет кисти В. А. Серова, 1891, из коллекции И. А. Морозова

Константин Коровин: жизнерадостный импрессионист

Есть в русской культуре особенность: среди мрачных размышлений о высшем смысле бытия трудно найти что-то простое и весёлое. Это касается не только литературы, но и живописи. А вот Константин Коровин удивил! В его полотнах, даже если они написаны тёмными красками, всё равно видны жизнеутверждающие мотивы. Своими работами он стремился дарить людям радость и красоту.

Дед Константина Михаил Коровин был богатым купцом, поднявшимся до первой гильдии из простых ямщиков. В своём доме он сумел создать атмосферу творчества: его сын — отец Константина — неплохо рисовал и это увлечение передал своим мальчикам. Мать будущего художника тоже любила живопись, и так как именно она в основном занималась воспитанием детей, то передавала им свои знания и умения.

«Я любил смотреть, когда у матери моей на столе лежали коробочки с разными красками. Такие хорошенькие коробочки и печатные краски, разноцветные. И она, разводя их на тарелке, кистью рисовала в альбом такие хорошенькие картинки», — вспоминал о детстве художник.

В их доме часто бывал И.М.Прянишников, знаменитый художник-передвижник и педагог, который с удовольствием играл с маленьким Костей во «Фрегат „Паллада“». Они переворачивали стол и отправлялись в «путешествие» к мысу Доброй Надежды. Как-то мальчик вместе с сестрой решил всё-таки найти этот самый мыс, и дети целый день бродили по городу, пока не оказались в полицейском участке, откуда их и доставили домой.

Отец Константина предпринимательскими талантами деда не отличался, и после смерти Михаила Емельяновича разорился. Семья переехала в деревню неподалёку от Москвы, и этот период стал для Коровина одним из самых счастливых. Он гулял в лесу, а когда ему подарили ружьё, то пристрастился к охоте. Попутно Константин зарисовывал пейзажи, и вскоре это стало его любимым делом, которое поощряют родители.

Дом Коровина в деревне Охотино, Переславский район
Дом Коровина в деревне Охотино, Переславский район

Однажды старший брат Сергей, учившийся в московском Училище ваяния и зодчества, показал работы Константина своим преподавателям, и они им понравились. Таким образом младший Коровин стал студентом, у которого достаточно скоро проявился свой собственный почерк. Отвергая чёткость линий, он размывает детали, весьма условно прорисовывая их.

При этом педагоги говорили о неусидчивости и спешке Коровина, будто бы он пренебрегает композицией, делая упор на эмоции. Художник свою позицию объяснял:

«Вы видите брёвна, стёкла в окне, деревья. А для меня это краски только. Мне всё равно что — пятна».

Василий Поленов, преподававший в училище, видя такую манеру письма своего студента, поинтересовался у него, не импрессионист ли он. Коровин пожал плечами, ответив, что не знает, что это. Вот и получается, что русский импрессионизм появился вне зависимости от французского.

«Цветы», 1913
«Цветы», 1913

Помимо привлекательной внешности и весёлого нрава Коровин обладал превосходным даром рассказчика, и всё это в комплексе вызывало у людей симпатию к нему. Поддался ей и Савва Мамонтов, пригласивший его в свой Абрамцевский кружок, где Константин Алексеевич увлёкся декоративно-прикладным искусством и сдружился с Валентином Серовым.

Вместе с ним Коровин занялся преподавательской деятельностью и в училище живописи организовал портретно-жанровую мастерскую. Студенты с удовольствием посещали его уроки, и многие из них впоследствии стали знаменитыми художниками.

У творчества Коровина было множество почитателей, его работы пользовались большим успехом, однако критика временами обрушивалась на него достаточно жёстко, обвиняя в декадентстве. Однажды художника даже вызвали на допрос и поинтересовались у него, «в чём разница между социализмом и импрессионизмом».

Тем не менее именно ему предложили заниматься реформированием театров, и Коровин с головой окунулся в декорации и костюмы. Актёры поначалу саботировали его нововведения, но когда Константин Алексеевич приобрёл револьвер и стал носить его за поясом, умерили свой пыл. В итоге его дебютная постановка «Дон Кихот» проходила при аншлагах.

Коровин поддержал Февральскую революцию, а Временное правительство — его, назначив на ответственную должность. Но с приходом к власти большевиков интерес к творчеству художника стал пропадать, а его звания уже ничего не значили.

В 1922 году произошёл и вовсе вопиющий случай. Константин Алексеевич принёс свои картины в Третьяковку, но их отвергли в весьма грубой форме: «Ваше искусство вместе с царизмом ушло в прошлое. Для пролетарского государства оно не может представлять ни ценности, ни интереса».

«Зимние сумерки», 1916
«Зимние сумерки», 1916

В следующем году Коровин покинул Россию, как он думал, ненадолго. Его пригласили в парижскую Гранд Опера декоратором и пообещали персональную выставку. В итоге за границей художник остался навсегда, хотя до последнего дня считал себя российским гражданином и очень скучал по родине...