Рядом с анонсом фильма часто стоит цифра рейтинга. Надо ли обращать на нее внимание?
Если фильм в России вышел недавно, имеет смысл посмотреть, сколько звездочек или баллов он собрал на зарубежных ресурсах. Эти оценки помогут сориентироваться, если фильмов этого режиссера вы пока не видели и непонятно, стоит ли покупать билеты. С другой стороны, помните, что и зрители, и критики могут ошибаться — как поодиночке, так и в составе коллективного разума. Даже самый высокий рейтинг не гарантирует, что фильм станет вашим любимым.
Можно ли доверять ютьюб-блогерам, которые рассказывают о кино?
Те, кто погружен в тему, предупреждают: здесь легко столкнуться с некомпетентностью. Есть люди, которые мало что смотрели и плохо понимают теорию, но при этом считают, что работают в жанре кинокритики. Вряд ли такие видеоблогеры отличат хорошее от плохого. Они могут говорить о свежем монтажном или операторском решении, не подозревая, что оно за последние полвека было уже миллион раз использовано. Или провозгласят что-то «новым словом в жанре», потому что не видели всех остальных «слов». Или перепутают кинематографическую условность со сценарным браком и будут говорить, что «так в жизни не бывает». Надежнее все-таки ориентироваться на пишущих кинокритиков. Если не хочется читать буквы, можно смотреть интервью с ними на «Кино ТВ».
Картина получила приз на фестивале. Значит, ее обязательно надо посмотреть?
Фестивали — это своего рода дорожная карта, которая помогает заметить достойные фильмы. В принципе достаточно знать четыре главных события:
Каннский фестиваль
Каннский фестиваль — самый важный, независимо от того, насколько удачной была программа. Это единственная альтернатива оскаровской, голливудской культуре. Здесь появляются новые режиссеры, показывают большинство фильмов, которые потом войдут во все десятки и двадцатки лучших. Так что самые яркие картины Канн, даже если призов им не досталось, обязательно надо посмотреть всем, кто интересуется кино.
Венецианский фестиваль
Венецианский фестиваль в последние годы представляет не альтернативную повестку, как Каннский, а презентует главные хиты следующего года. Победители и номинанты «Оскара» здесь соседствуют с авторскими, порой странными работами. В иерархии он занимает второе место.
Берлинский фестиваль
На третьем месте — Берлинский фестиваль, еще более сложный и странный. У него огромная программа, в которой могут встречаться и удачные, и неудачные фильмы, но каждый год один или два из них становятся громкими событиями.
«Кинотавр»
Ну а для поклонников нашего кино есть «Кинотавр» — российский фестиваль номер один. Его можно назвать идеальным диагнозом национальному кинематографу. Если вы смотрите на программу, но вам ничего не нравится, значит, такое у нас в этом году кино.
В итоге фестивальное расписание выглядит следующим образом: в январе-феврале — Берлин, в конце мая — Канны, в июне — «Кинотавр», в конце августа и начале сентября — Венеция. За ходом каждого из фестивалей можно наблюдать на «Кино ТВ». На сайте телеканала публикуют ежедневные дневники, интервью с режиссерами, обзоры, мнения кинокритиков.