Назвать Леонардо да Винчи гением - легко. Он и был им. Назвать его экспериментатором, ученым - запросто. Он был таковым. Леонардо вообще отличался универсальностью, что даже не каждому гению свойственно. Великий художник, скульптор, инженер... Но был ли он также и философом? Ведь он, будучи гением, задумывался о смысле мироздания, о смысле жизни человека.
Все наследие Леонардо подтверждает то, что он был не только ученым, художником и инженером, но и мыслителем. Не зря же Рафаэль именно его изобразил в образе Платона в своей великой фреске "Афинская школа".
Но специальных трудов по философии Леонардо не писал. Он вообще отличался прагматичностью ума. Те идеи, которые он обдумывал, должны были иметь какой-то практический выход, иначе они не имели для него смысла. То есть чисто абстрактное умствование, без того, чтобы выводы можно было бы как-то применить в реальности, Леонардо не были свойственны. В этом смысле он, конечно, никакой не философ.
Но есть парадокс: именно своими практическими делами, результатом которых были его проекты, сооружения, картины, он выражал философские идеи. Ведь философия не обязательно связана с тем, что мыслитель сидит в кабинете, думает о чем-то абстрактном и пишет трактаты.
Записи Леонардо и его произведения вполне отчетливо говорят о его философских взглядах.
Во-первых, что касается онтологии. Как устроен мир? Леонардо был убежден, что мир устроен разумно и гармонично. В этом смысле он был рационалистом. Он считал, что в мире господствует закономерность, и своим искусством доказывал эту гармоничность мироздания.
К гармонии он подходил с позиции математических пропорций. Вспомним знаменитый рисунок (так называемый Витрувианский человек), где он рассчитывал пропорции человеческого тела, исходя из теории золотого сечения. Размышления на эту тему видны и в других его рисунках.
Во-вторых, гносеологические взгляды. В проблеме познаваемости мира Леонардо да Винчи явно стоял на позициях гносеологического оптимизма. Он верил в мощь разума, в то, что мир можно (и нужно) познать. Вся его жизнь была посвящена постижению истины, но не в абстрактном, а конкретном выражении.
Записи Леонардо демонстрируют непрекращающийся процесс познания тех или иных закономерностей, взаимосвязей, постоянный поиск новых знаний. Этот человек был открыт для любых знаний, которые постигал в поражающих объемах.
В-третьих, методы познания. Леонардо верил только в то, что подтверждено на опыте. В этом смысле он был позитивистом (направление, возникшее через двести лет после его смерти). Притом опыт он понимал не как пассивное созерцание, а как активный эксперимент. В качестве экспериментатора он был неудержим.
Будучи человеком Эпохи Возрождения, Леонардо да Винчи выразил своим творчеством философию этого времени - гуманизм, антропоцентризм, опору на опыт, интерес к изучению природы, скептицизм по отношению к религиозным догмам. Но сам он, по большому счету, не был философом, хотя имел вполне определенные философские взгляды.
Буду благодарна, если вы дадите ссылки в своих соцсетях на мой канал и эту статью. Читайте еще:
Чего хотел Дидро, создавая "Энциклопедию"
Плюрализм в философии и политике: что это такое и чем отличается
На другом моем канале:
Любови и страсти Петра Ильича Чайковского