Нет ничего лучше в части изучения нового материала, чем взять и рассказать про то, что удалось изучить. Эта статья - мое краткое резюме книги Шона Ачора “Преимущество счастья. 7 принципов успеха”.
Преимущество счастья, как и другие работы и исследования Шона Ачора - это труды в направлении психологии, которая называется “позитивная психология”. В отечественном медиа-пространстве часто встречаются 2 полярных мнения относительно позитивного мышления.
Первая точка зрения на позитивное мышление звучит как фраза с какого-то мотивационного тренинга в Олимпийском. Ну типа “мечтай”, “визуализируй”, “представляй” и вот это вот все. Ну то есть успех можно просто нафантазировать.
Помню, в подростковом возрасте все мальчики были профи в части визуализации. Правда, к результату это не всегда приводило )))
Вторая точка зрения полностью полярна. Она говорит о том, что позитивное мышление - это бредни, лохотрон и вот это вот все.
Фактически же обе эти точки зрения не имеют ничего общего с позитивной психологией. И я вижу три причины, почему так сложилось.
Три причины странного восприятия позитивной психологии
- Positive thinking в понимании Селигмана, Ачора и других исследователей этой области - это скорее по смыслу конструктивное мышление, а не позитивное мышление. То есть с точки зрения прямого перевода, конечно, “позитивное”. Но вот смысл авторы вкладывают скорее про “конструктивное”. То есть коротко эта причина называется проблема смыслового перевода.
- Позитивная психология, позитивное мышление не ограничиваются только образом мыслей. Идеи, которые содержатся в книге, облачены в форму “мысли+действуй”. В большинстве историй, которые я встречаю на просторах интернета, позитивное мышление заканчивается на мышлении, визуализации. И не содержат новых действий.
- Серьезные културальные отличия. Идеи позитивной психологии очень эгоистичны. Также эгоистичны, как и идеи буддизма. В нашей же культуре на первом месте всегда стоят все вокруг, а в конце я сам. Противоречие серьезное. Как и в буддизме, в позитивной психологии направленность во вне присутствует. Но только через себя. Идея того, что напоить людей вокруг можно только в том случае, если твой внутренний стакан полон, достаточно сложно приживается в нашем социуме.
Когда я в начале 2019 года выступал на одной конференции с презентацией БлагоБота, я задал в аудиторию такие вопросы:
А как часто вы благодарите близких себе людей?
Много ли у вас действительно близких людей?
Представьте, что на земле не осталось ни одного человека. Кто тогда самый близкий для вас человек?
Можно ли сказать, что самый близкий для каждого из нас человек это мы сами?
Простые вопросы, которые у многих людей вызвали серьезное противоречие с их системой координат. С системой, в которой главенствующая роль всегда отдается близким, коллегам, окружающим людям и только потом - самим себе. Самим себе, когда ресурсов на это уже нет...
Пожалуй, для предисловия достаточно. Преимущество счастья, как и вся позитивная психология, не про визуализацию, а про конкретные инструменты. Инструменты, применение которых дает устойчивые позитивные эффекты в жизни и в бизнесе.
Теперь к самим принципам. Их 7. И я перескажу вам каждый из них через призму своего опыта и своих знаний.
Принцип 1. Преимущество счастья
Идея этого принципа в том, что более позитивная (конструктивная) точка зрения на происходящие события дает больше ресурсов в большинстве жизненных ситуаций. Число Лосады, о котором я писал в предыдущей статье явно на это указывает. Да, в состоянии смертельной опасности, когда за вами гонится тигр негативная мотивация и высокий уровень кортизола и адреналина способны обеспечить выживание. Но как часто в последние 50 лет за вами гнался тигр?
Принцип 2. Точка опоры
Помните Архимеда с его попыткой перевернуть Землю? Этот принцип про то же. Только Шон Ачор не предлагает переворачивать землю. Он предлагает изменить не усилие, которое вы прикладываете к изменению какой-то ситуации, а переместить точку опоры ближе к тому объекту, который вы пытаетесь изменить. Выбор точки зрения на ситуацию и есть способ перенести точку опоры. И выбор этот есть у каждого.
Принцип 3. Эффект Тетриса
Мне больше нравится термин “Иллюзия частотности”. Но его ввел в обращение профессор Стэнфордского университета Аронольд Цвики. А Шон Ачор выходец из Гарварда. Суть в том, что наш мозг выбирает за нас, что из 100% окружающей действительности будет замечено. Если вы любите больше замечать негативные события, то мозг “решит” показывать вам их больше. И это наиболее популярный сценарий. Особенно для тех, кто смотрит ТВ и читает ленты новостей. Также такой сценарий является ведущим для некоторых профессий. Например, для юристов. И в то же время, каждый из нас волен выбрать фокус внимания на позитиве, чтобы мозг стал “подсвечивать” возможности, которые и так всегда нас окружают. Кстати, самый простой способ настроить восприятие на более позитивный контекст - записывать 2-3 благодарности в день. Себе, событиям, людям вокруг. По данным исследований Ачора, такая практика дает устойчивые изменения, которые подтверждены статистическими данными из ряда компаний, которые входят в список Fortune 500.
Принцип 4. Падай и расти
Этот принцип должен стать заповедью любого стартапера и предпринимателя. Суть в том, что в падении, в неудаче куда больше ресурсов. Когда все получается само собой, нет сопротивления. А значит нет роста и развития. Рост и развитие происходят через сопротивление. А для этого нужны падения. Тут важно помнить про принцип “Точка опоры”. Ситуация может быть болезненной. Но она может приводить в состояние паралича и апатии. А может привести к развитию. И выбор позитивного (конструктивного) отношения к падениям - способ переместить точку опоры ближе к тому, что вы хотите “перевернуть”
Принцип 5. Круг Зорро
Мне больше по душе назвать это принципом Оттормаживания или принципом Стратегия реальности. Но автор назвал его “Круг Зорро”. Речь идет о том, чтобы в каждой конкретной сложной жизненной или бизнесовой ситуации очерчивать круг, внутри которого вам все ясно и понятно. И постепенно расширять его. Сейчас для меня сложная задача - переезд из Екатеринбурга в Москву. Неизвестных - вагон и маленькая тележка. И я из всего многообразия выбираю те вопросы, которые нужно решить быстрее всего, а какие можно отложить. Потом определяю план действий по каждому из них и постепенно понимаю, что неизвестных нет. Или их мало и ими легко оперировать. Потом беру и расширяю круг, включая в него задачи, которые нужно решать в среднесрочной перспективе и так далее.
Важный вывод из этого принципа - не поддаваться эмоциям, а выбрать подход, который позволит постепенно, шаг за шагом конкретизировать все то, что неизвестно, все то, что тревожит.
Принцип 6. Правило 20 секунд
Это правило мне давно известно из работы с привычками. Большие изменения - это следствия множества маленьких шагов. Если каждый из этих шагов - автоматизм (привычка), то энергозатраты на путь становятся меньше. Привычки встраиваются не за 21 день, а по формуле, которая учитывает особенности нашей психики. Важно выбрать минимальное целевое действие, придумать триггер (событие), после которого будет выполнятся это действие и всегда себя за это благодарить. Триггер должен происходить автоматически, без воли и энергозатрат. Действие должно быть минимально. Например, каждый раз, когда я выхожу из ванной комнаты, я встаю в планку на 5 секунд и за это себя благодарю. Так привычка встроится и станет частью вашей жизни.
Но эта формула работает и в обратном направлении, когда вы хотите устранить какую-то вредную привычку. Нужно лишь добавить 20 секунд, во время которых у вас будет возможность осознать ваши действия. Привычка - автоматизм. А 20 секунд - способ дать разуму время на осознанные размышления, которые происходят не так быстро. Например, я перенес все иконки социальных сетей на дальний экран телефона. Теперь, когда я автоматически беру телефон и разблокирую его отпечатком пальца, на привычном месте, где раньше была папка с соцсетками, я встречаю приложение с книгами. И у меня есть время на то, чтобы задать себе вопрос: а нужно ли мне сейчас идти в соцсети или это был какой-то автоматизм?
Принцип 7. Социальные инвестиции
Самый простой и самый сложный принцип. Он очень сильно перекликается с давно известной мне фразой: Мы есть среднее арифметическое от 5 людей, с которыми мы чаще всего общаемся. Но расширяет ее. Социальные связи являются важным строительным материалом нашего успеха. Люди, которые вкладывают время в социальные связи статистически более успешны. И причина не только в том, что это связи с какими-то более крутыми людьми. Даже в ситуации, когда тебя окружают люди, которые не мотивируют тебя своим примером расти над собой, только твой выбор, как использовать эти связи. Ведь можно, например, начать делиться знаниями с этими людьми. И тогда в процессе передачи знаний, эти знания еще больше укоренятся в твоей памяти.
Кстати, этот принцип далеко не про бизнесовый контекст. Те исследования, которые приводит Ачор, говорят, что социальные связи вне конкретной бизнес-задачи также идут на пользу успеху во всех жизненных контекстах. То есть какие-то общественные активности, которые напрямую не направлены на достижение результатов по выручке, на самом деле оказывают существенное влияние на результаты компании через изменение позитивное изменение баланса счастья в коллективе. Лично я раньше был лютым противником всяческой ненужной фигни, которая прямо не вела компанию к выручке. Но доказательная база Ачора укрепила меня на пути конструктивных изменений.
PS
Приятного вам чтения. Если вас эта книга натолкнет на какие-то свои новые мысли и инсайты, то поделитесь ими со мной! Как минимум вы точно будете знать, что это ваша социальная инвестиция!