Продолжаем наш обзор лучших пластинок Вокально-Инструментальных ансамблей. Судя по некоторым комментариям к прошлому тексту, посвящённому альбому ВИА Весёлые Ребята "Любовь - огромная страна", существует категория граждан, которые считают музыку, созданную советскими ансамблями чем-то второсортным и недостойным внимания. Учитывая несомненный плюрализм мнений, скажу лишь одно: если это такая плохая музыка, почему она до сих пор интересна не только нашим соотечественникам, но и иностранцам, которые с явным интересом покупают пластинки ВИА и слушают их записи, называя всё это soviet grooves. Более того, даже есть иностранные коллективы, которые исполняют этот репертуар. Посмотрите кавер немецкой группы Juno 17 на песню "Клён" ВИА Синяя Птица. И дальше продолжим наш обзор, И, раз уж пошла такая свадьба, посвятим его одной из пластинок ансамбля Синяя Птица.
ВИА Синяя Птица - один из самых ярких и самобытных Вокально - Инструментальных ансамблей. Ведомый худ.руками Робертом и Михаилом Болотными, коллектив на протяжении всей своей карьеры продвигал весьма внятную концепцию: сплав советской песни, с её распевностью, задушевностью, понятной мелодикой с зарубежной рок-музыкой того времени, с её драйвом, особыми хиппанско-клешастыми интонациями и несоветским надрывом. Всё это, довольно уютно и парадоксально уживалось в творчестве талантливого коллектива
Конечно же, в истории ВИА Синяя Птица есть пластинки, наполненные до отказа такими народными хитами как "Клён", "Горько", "Ты мне не снишься" а также альбомы, в которых явно прослеживается увлечение музыкантов прогрессивным роком: к примеру "Осенний этюд". Но есть в дискографии ансамбля альбом, в котором находится некая квинтэссенция творческого почерка Синей Птицы. Это диск "Наедине с собой", являющийся, на самом деле, сборником, в котором скомпилированы песни, написанные композитором Сергеем Дьячковым. Тем самым, стоящим у истоков ВИА Цветы и долгое время сотрудничавшим с Синей Птицей.
И именно на этом альбоме слышны "фирменные" особенности этого ВИА: обволакивающий, мягкий саунд, в чём-то напоминающий Electric Light Orchestra и The Moody Blues, в меру сдобренный партиями аналоговых синтезаторов, плюс к этому нездешне психоделические рифы гитариста Владимира Шурыгина, сильно смахивающие на "плывущие" партии Дэвида Гилмора. Ну и, конечно же, распевность The Beatles, которая в исполнении вокалистов ВИА. в том числе известнейшего певца Сергея Дроздова, приобретала особую фирменность. Сергей Дьячков был большим поклонником как Пола Маккартни, так и всей ливерпульской четвёрки и это явно слышно в его работах. Кстати, можно выделить ещё один музыкальный элемент альбома "Наедине с собой": любимым академическим композитором у Дьячкова был Сергей Рахманинов. Так вот, по словам одного из участников ВИА клавишника и фронтмена Дмитрия Галицкого песни альбома, красивые мелодически, одновременно насыщены сложными, изысканными гармоническими ходами, которые можно сравнить со 2-м концертом Рахманинова, аккорды «ноль в ноль».
Болью многих советских ВИА было качество записи их пластинок. Дело в том, что звукорежиссёры того времени очень умело обращались с академической классикой и шлягерами. А вот звуковое отображение рок-музыки, которое требовало специального подхода, особенно, что касалось записи ритм-секции, им удавалось с трудом. Но к тому времени (1980 год) ситуация сдвинулась с мёртвой точки и с дорожек этого альбома слышен уже вполне приемлемый звук, во многом не уступающий мировым образцам звукорежиссуры.
Конечно же, с точки зрения лирики это был абсолютный продукт своего времени, в котором идеологически нужно было обходить как острые социальные углы, так и быть осторожными в плане описания плотской любви. Именно подобные тексты о чистом и светлом чувстве к своей музе и к своей Родине ложились на непростые музыкальные партии этого альбома. Но с другой стороны, западная лирика того времени тоже не особо отличалась глубинными метафорами и поэтическими изысками. Это были песни о любви, причём зачастую очень наивные. Так что даже сейчас (скорее, именно сейчас) эти тексты слышатся вполне адекватно, лирично и даже во многом не банально. Согласитесь, в наше время, когда фонетический ряд в песнях явно превалирует над смыслом, это весьма ценное качество.
Обложка альбома "Наедине с собой" тоже весьма интересна и несёт в себе отпечаток странноватого советского психодела: её украшает схожее с лубком изображение некой сказочной птицы (синей птицы, что логично) которая несёт в своём клюве стилизованное сердце с фотографией участников группы. Во многом этот образ перекликается с наивными обложками многих пластинок западных психоделических и прогрессивных групп, которые тоже были не менее сказочны и во многом содержали трогательный китч.
В любом случае, альбом "Наедине с Собой" это абсолютный шедевр ВИА Синяя Птица. который по композиторскому замыслу и своему воплощению вполне может конкурировать с мировыми образцами рок и поп музыки. Пусть и сделано всё это с поправкой на местные условия творческой жизни. Но согласитесь, именно это и называется аутентичностью.
Текст - Роман Матыцин