Давайте разберем еще одно возражение против христианской веры, которое состоит в попытках объяснить непосредственно сам феномен религиозности человека. Это поможет нам понять истинные причины, по которым современные люди верят в Бога.
Возможно, всё началось с того, что когда наши далекие предки выходили на охоту и случайно в темноте принимали какие-то тени за хищников, то убегали, тем самым сохраняя свою жизнь и, соответственно, оставляя гены для будущего потомства. Если они в этом случае что-то и теряли, то только чувство собственного достоинства. А вот если они совершали обратную ошибку, то оказывались съеденными. Таким образом в популяции эволюционно закрепилось осторожное поведение, и со временем люди приучили себя видеть одушевленные предметы там, где их нет.
Есть другая гипотеза. Она говорит о том, что древние люди, которые были склонны слепо подражать поведению своих предков, могли случайно скопировать и что-то по-настоящему важное, полезное для выживания. Например, что нужно удобрять почву перед посевом или исключать из общества зараженного инфекционной болезнью человека. Так в сознании людей закрепилось стремление к соблюдению ритуалов, которое по мере своего развития в конечном итоге и привело к возникновению религии.
Действительно очень интересные и местами даже правдоподобные версии. Однако давайте обратим внимание на то, что причина и следствие в них логически между собой совершенно не связаны. Во-первых, то, что мы что-то объяснили, еще не означает, что мы сделали это верно. А во-вторых, это тем более не означает, что тем самым мы опровергли исходный тезис. Вполне возможно, и даже вероятно, что наша склонность к обожествлению различных предметов и сил, а также ритуальное поведение, несли в себе эволюционные преимущества. Но как это связано с вопросом, существует ли на самом деле Бог?
То, что какое-то утверждение несет нам выгоду или очень сильно по душе, еще не означает, что оно ложно. Например, у нас может быть искренняя надежда на то, что лекарство, которое выписал врач, поможет нам в лечении. Но означает ли это, что теперь оно точно не поможет? Или другой пример. Человеку может льстить мысль о том, что его жена ему верна. Означает ли это, что она ему изменяет? Вовсе нет. Одно вообще никак не вытекает из другого.
Кроме того, если атеисты считают, что люди верят в Бога только потому, что им это выгодно, то этот же самый аргумент можно с легкостью повернуть и в обратную сторону: атеисты могут не верить исходя из тех же самых соображений. Однако, опять-таки, это ничего не будет говорить о реальном существовании или несуществовании Бога.
Были попытки объяснить феномен религиозности и с точки зрения философии. Например, Карл Маркс считал, что религия есть средство порабощения и управления массами. Известно выражение, которое он использовал в своих работах: "религия - опиум для народа" (кстати, слово "опиум" здесь означает не наркотик, а обезболивающее). Другой видный философ Фридрих Ницше полагал, что религия необходима слабым и озлобленным людям, чтобы они имели возможность хотя бы в своих фантазиях отомстить сильным, волевым и добившимся успеха. И еще один известный философ Зигмунд Фрейд искал причины религии в раздвоенности сознания человека, в его борьбе со своими внутренними желаниями и проекцией несовершенных отношений в семье на выдуманные идеальные небеса.
Возражения здесь могут быть теми же самыми. Философские объяснения религиозности могут дать некие психологические ориентиры, интересные для специалистов, но совершенно не относятся к вопросу, существует ли Бог. Так что данные аргументы тоже не стоит принимать слишком всерьез.
Очевидно, что разные люди верят в Бога по разным причинам, и не всегда эти причины продуманны и корректны.
Нередко это просто семейная или национальная традиция, за которой уже давно ничего не стоит.
Бывает так, что это личный духовный опыт человека - мистический или вполне реальный.
Есть и такие, кто верит из чисто меркантильных соображений, надеясь, что Бог будет оберегать их от бед и исполнять любые молитвенные просьбы.
Однако немало и таких, кто считает, что именно христианская вера является исторически истинной и в полной мере отвечающей на их духовные нужды.
Миссионерская работа сегодня как раз и должна состоять в том, чтобы этих последних было большинство.
Спасибо за интерес к данной теме. Если у вас есть какие-то возражения или добавления, добро пожаловать в комментарии.