Найти в Дзене
Романтика окраин

Трамвай села Молочное

Жителей больших городов трудно удивить трамваем. Для большинства людей это настолько привычная часть жизни, что их вообще замечают лишь тогда, когда нужно в трамвай сесть, либо же пропустить его/уступить дорогу. Однако существуют и необычные трамвайные системы, которые могли бы удивить даже бывалых жителей мегаполисов. Сегодня я расскажу об одной из них, к сожалению, в настоящий момент недействующей и с очень туманным будущим.

Речь пойдёт о трамвае села Молочное, что находится в Крыму под Евпаторией, довольно широко известного, но только в узких кругах любителей. Трамвайная система в Молочном является одной из самых маленьких, если не самой маленькой трамвайной системой в мире. В 1986 году руководство Коростенского отделения Юго-Западной железной дороги в поисках путей оздоровления работников (более 10 тыс. человек) вышло на пансионат «Береговой» возле Евпатории. Несмотря на название, он располагается примерно в полутора километрах от моря, что создавало некоторые трудности, так как отдыхающих на море возили автобусом. Директор пансионата предложила отделению схему долевого участия. Было предложено неординарное решение — пустить трамвай, что в те годы, в условиях бензинового кризиса, было бы спасением.

Проект трамвайной сети был выполнен в начале 1989 года силами Коростенского отделения дороги, а с марта начались работы. Поставка материалов осуществлялась из Коростеня, контактную сеть и путь строили предприятия Коростенского отделения. Система была открыта 18 августа 1989 года.

1. Одна из двух конечных остановок - Пансионат «Береговой».
1. Одна из двух конечных остановок - Пансионат «Береговой».
2. До 2014 года система работала каждое лето, перевозя с мая по сентябрь отдыхающих из пансионата на пляж и обратно. Местным жителям да и вообще всем желающим также не возбранялось пользоваться системой. В 2014-м году после присоединения Крыма к России поток отдыхающих существенно упал.

Летом 2015 года трамвай не работал в связи с реконструкцией пансионата, который обслуживает эта линия. В 2016-м туристический поток в Крым стал неуклонно расти, но пансионат так и не открылся и не открыт и по сей день. По слухам, не могут найти покупателя. Ну, а поскольку пансионат закрыт - закрыта и трамвайная система. По официальным данным, трамвай окончательно прекратил работу летом 2016 года. Для отдыхающих пансионата проезд был бесплатный, для всех остальных на момент закрытия он стоил 7 рублей.
2. До 2014 года система работала каждое лето, перевозя с мая по сентябрь отдыхающих из пансионата на пляж и обратно. Местным жителям да и вообще всем желающим также не возбранялось пользоваться системой. В 2014-м году после присоединения Крыма к России поток отдыхающих существенно упал. Летом 2015 года трамвай не работал в связи с реконструкцией пансионата, который обслуживает эта линия. В 2016-м туристический поток в Крым стал неуклонно расти, но пансионат так и не открылся и не открыт и по сей день. По слухам, не могут найти покупателя. Ну, а поскольку пансионат закрыт - закрыта и трамвайная система. По официальным данным, трамвай окончательно прекратил работу летом 2016 года. Для отдыхающих пансионата проезд был бесплатный, для всех остальных на момент закрытия он стоил 7 рублей.
3. Сеть состоит из одной одноколейной линии длиной около 1,5 км. Линия прямая почти на всём своём протяжении, за исключением изгиба в середине. Линия везде отделена от автомобильной дороги, вдоль которой она проходит. Пересечения дороги с трамвайной линией также отсутствуют. Колея узкая — 1000 мм, как у городского трамвая в близлежащей Евпатории.
3. Сеть состоит из одной одноколейной линии длиной около 1,5 км. Линия прямая почти на всём своём протяжении, за исключением изгиба в середине. Линия везде отделена от автомобильной дороги, вдоль которой она проходит. Пересечения дороги с трамвайной линией также отсутствуют. Колея узкая — 1000 мм, как у городского трамвая в близлежащей Евпатории.
4. Путевое развитие на линии ограничивается лишь одной стрелкой, где от главного пути отходит ответвление в депо.
4. Путевое развитие на линии ограничивается лишь одной стрелкой, где от главного пути отходит ответвление в депо.
5. Ранее в самом депо существовало два пути, с одной стрелкой на территории самого депо, однако в данный момент второй путь разобран.
5. Ранее в самом депо существовало два пути, с одной стрелкой на территории самого депо, однако в данный момент второй путь разобран.
6. Поскольку линия на всём протяжении не имела ни одного разъезда или дополнительных путей, на линии использовались трамваи (один односторонний и один двусторонний), которые сцеплялись в поезд таким образом, что их кабины были направлены в разные стороны.
6. Поскольку линия на всём протяжении не имела ни одного разъезда или дополнительных путей, на линии использовались трамваи (один односторонний и один двусторонний), которые сцеплялись в поезд таким образом, что их кабины были направлены в разные стороны.
7. В составе одного поезда работало два двухосных трамвая: с двусторонним выходом: Gotha T57, и с односторонним выходом: Gotha T59E, носящие номера № 5 и № 20. Эти трамваи были привезены в Молочное из соседней Евпатории. Вагон № 5 до Евпатории успел поработать в Николаеве (там он носил № 414).
7. В составе одного поезда работало два двухосных трамвая: с двусторонним выходом: Gotha T57, и с односторонним выходом: Gotha T59E, носящие номера № 5 и № 20. Эти трамваи были привезены в Молочное из соседней Евпатории. Вагон № 5 до Евпатории успел поработать в Николаеве (там он носил № 414).
8. Печать запустения.
8. Печать запустения.
9. А вот собственно и депо.
9. А вот собственно и депо.
10. Поворачиваем и идём гулять дальше в сторону пляжа.
10. Поворачиваем и идём гулять дальше в сторону пляжа.
11. Контактная сеть на линии имела напряжение в 550 В, как, например, и московский или питерский трамвай.
11. Контактная сеть на линии имела напряжение в 550 В, как, например, и московский или питерский трамвай.
12.
12.
13. Стрелка на линии ручная.
13. Стрелка на линии ручная.
14.
14.
15. Взгляд назад. Линия сама по себе очень живописна.
15. Взгляд назад. Линия сама по себе очень живописна.
16.
16.
17. Справа и слева от линии расположены солёные озёра. За озером располагается 40-й отдельный командно-измерительный комплекс войск воздушно-космической обороны МО РФ (3-я площадка) с радиотелескопом РТ-70.
17. Справа и слева от линии расположены солёные озёра. За озером располагается 40-й отдельный командно-измерительный комплекс войск воздушно-космической обороны МО РФ (3-я площадка) с радиотелескопом РТ-70.
18. В самой середине линии кто-то умудрился утащить около 10 метров рельса.
18. В самой середине линии кто-то умудрился утащить около 10 метров рельса.
19. Судя по всему, распилили автогеном.
19. Судя по всему, распилили автогеном.
20.
20.
21. Ну и пару деревьев попадается по дороге.
21. Ну и пару деревьев попадается по дороге.
22. Но в целом, восстановить путевое хозяйство и воскресить линию можно за довольно короткие сроки. Тем более, что скоро в Евпатории произойдёт тотальная замена подвижного состава городского трамвая и высвободится много машин, которые могут работать на этой линии.
22. Но в целом, восстановить путевое хозяйство и воскресить линию можно за довольно короткие сроки. Тем более, что скоро в Евпатории произойдёт тотальная замена подвижного состава городского трамвая и высвободится много машин, которые могут работать на этой линии.
23. Радиотелескоп РТ-70 имеет антенну и два мощных передатчика 39 и 6 см диапазонов, с непрерывной мощностью 200 и 150 киловатт, соответственно. Является одним из крупнейших в мире.
23. Радиотелескоп РТ-70 имеет антенну и два мощных передатчика 39 и 6 см диапазонов, с непрерывной мощностью 200 и 150 киловатт, соответственно. Является одним из крупнейших в мире.
24. Уникален тем, что кроме выполнения обычных радиоастрономических задач, связанных с пассивным наблюдением собственного излучения небесных тел, комплекс включает в себя мощные передатчики, которые позволяют проводить активные космические эксперименты, связанные с излучением в сторону исследуемых объектов мощных электромагнитных потоков с последующим анализом принятых сигналов — в мире всего два таких мощных радара — второй Голдстоунский в Калифорнии (США). Построен в 1978 году.
24. Уникален тем, что кроме выполнения обычных радиоастрономических задач, связанных с пассивным наблюдением собственного излучения небесных тел, комплекс включает в себя мощные передатчики, которые позволяют проводить активные космические эксперименты, связанные с излучением в сторону исследуемых объектов мощных электромагнитных потоков с последующим анализом принятых сигналов — в мире всего два таких мощных радара — второй Голдстоунский в Калифорнии (США). Построен в 1978 году.
25. В противоположной стороне расположен Центр дальней космической связи с радиотелескопом РТ-32 (П-400П, ТНА-400). Является одним из крупнейших в Европе передатчиков космической связи. Дублирует РТ-70.
25. В противоположной стороне расположен Центр дальней космической связи с радиотелескопом РТ-32 (П-400П, ТНА-400). Является одним из крупнейших в Европе передатчиков космической связи. Дублирует РТ-70.
26.
26.
27. Потихоньку приближаемся к пляжу.
27. Потихоньку приближаемся к пляжу.
 28. Вдали уже видно конечную остановку.
28. Вдали уже видно конечную остановку.
29. А вокруг порхают бабочки.
29. А вокруг порхают бабочки.
30.
30.
31. Очень красивые места и трамвай смотрится здесь гармонично и уютно.
31. Очень красивые места и трамвай смотрится здесь гармонично и уютно.
32. Вторая конечная остановка - Пляж.
32. Вторая конечная остановка - Пляж.
33.
33.
34. Взгляд назад.
34. Взгляд назад.
35. А вот собственно и сам пляж. Я вообще не очень люблю песчаные пляжи, но этот мне понравился. Там хорошо.
35. А вот собственно и сам пляж. Я вообще не очень люблю песчаные пляжи, но этот мне понравился. Там хорошо.
36. И бонусом фотография трамвая на линии, когда она ещё действовала. 
(Фото взято на сайте http://ladoga-lake.ru/others/trams-molochnoe.php/)
36. И бонусом фотография трамвая на линии, когда она ещё действовала. (Фото взято на сайте http://ladoga-lake.ru/others/trams-molochnoe.php/)

На этом всё. Хочется добавить, что хоть я и законченный реалист, но в данном случае очень хочу немного побыть оптимистом и надеюсь, что на пансионат всё-таки найдётся покупатель. И не просто найдётся, а ещё и восстановит эту уникальнейшую линию и здесь снова будут весело звенеть среди степи и солончаков трамваи, перевозя пассажиров по этой живописнейшей линии на пляж и обратно.

В следующий раз я покажу вам чем жила Крымская железная дорога до сдачи в эксплуатацию железнодорожной части моста на примере электрички Евпатория - Симферополь с потрясающим закатом.

Спасибо за внимание !

Не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!