Найти в Дзене

Малоизвестный "авиагород" Омск: первый омский Ту-104

Сегодня же продолжу тему омских Ту-104.

Первый Ту-104 омского завода №166 был поднят в воздух в октябре 1956 года.

Всё это могло произойти ещё в 1955 году когда на харьковском заводе №135 был произведён первый фюзеляж.

Производство планировалось начать именно в Харькове.

Но в Москве решили по другому и готовый фюзеляж был переправлен в Омск.

В Харькове же должны были начать строить Ил-40.

Но Туполев всё же настоял на начале производства самолёта именно в Харькове и фюзеляж вернули в обратно.

Первый серийный борт харьковского производства поднялся в воздух 5 ноября 1955 года.

Омский первенец СССР-Л5419
Омский первенец СССР-Л5419

Первые же омские Ту-104 производились совместно к заводом №135 и имели его заводские номера.

Харьковские рабочие были командированы в Омск для налаживания производства.

Омский первенец был сдан в эксплуатацию 13 октября 1956 года.

Имел заводской номер 66600101 и получил бортовой номер СССР-Л5419.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В начале своей полётной деятельности самолёт базировался во Внуково.

7 декабря 1956 года борт выполнил первый стыковочный регулярный рейс АФЛ-06 Париж - Прага - Москва - Пекин

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В 1957 году самолёт был передан в Западно-Сибирское управление гражданской авиации.

12 июля 1957 года самолёт совершил первый регулярный рейс АФЛ-020, Новосибирск - Свердловск - Москва.

Тем самым открыв бетонную ВПП для пассажирских перевозок.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В 1959 году самолёт был передан в Ульяновск УШВЛП (Ульяновска школа высшей лётной подготовки).

В 1962 году самолёт снимался в художественном фильме "713-й просит посадку"

Для этого он был перекрашен и нанесён бортовой номер СССР-42325 с которым в реальности борт никогда не летал.

Кадр из фильма "713-й просит посадку"
Кадр из фильма "713-й просит посадку"

По сюжету фильма самолёт принадлежал иностранной авиакомпании PANSA.

Но на одном крыле можно видеть СССР, а на другом 42325.

Похоже это всё киноляп)))

Кадр из фильма "713-й просит посадку"
Кадр из фильма "713-й просит посадку"
Кадр из фильма "713-й просит посадку"
Кадр из фильма "713-й просит посадку"
Кадр из фильма "713-й просит посадку"
Кадр из фильма "713-й просит посадку"

В 1965 году самолёт в возрасте девяти лет был порезан в Ульяновске.

Вот такая история у омского первенца.

Всем спасибо за внимание, до новых встреч! Репортаж в ЖЖ