Его называют ровесником ХХ века, последним русским аваргардистом, его имя внесено в книгу рекордов Гиннесса как "самый старый работающий профессиональный художник", его последняя работа была написана в 104 года и его персональная выставка проходит сейчас в галлерее Artstory.
Особая удивительная эстетика, гармония и печаль прослеживается во всех работах художника Моисея Фрайгина на протяжении более полувекового творческого пути. Революция, Великая отечественная война, репрессии не могли не оказать влияние на его работы.
Каждый из героев его картин как будто вынужден играть свою молчаливую роль.
Его герои были отчасти отражением его собственной судьбы, ведь вплоть до 60-х годов Фрайгин был вынужден вести "двойную жизнь" - большую часть времени он работал политическим портретистом, изображая вождей и представителей полит элиты в соцреалистической манере, а в свободное время писал тайно, для души своих грустных арлекинов в пестром трико, Дон Кихота и Санчо, Чарли Чаплина, лошадей. Долго основными его зрителями оставались только близкие люди.
Что касается именно художественной манеры - она так же пропитана духом сопротивления: крупные, четкие, небрежные мазки полностью отражают взгляды авангардистов, отвергая принципы реалистичности и телесности. Сам художник говорил, что настоящая живопись рождается в сопротивлении. Борьба порождает злость, остроту, эмоциональный накал, а когда все гладко - приторно получается, сладенько.
Мое внимание на экспозиции привлекло несколько картин: контрастных, натянутых. Возникает ощущение, что за каждой из его работ стоит грустная, эмоциональная история про борьбу.
Особенно меня поразила история маленького скрипача.
Образ скрипача взят с пионера-героя Муси Пинкензона. Его вместе с родителями арестовали в 1942 году за еврейское происхождение. Немецкие солдаты поставили условие маленькому скрипачу: сыграешь хорошо - отпустим твою семью. В ответ на это предложение мальчик заиграл "Интернационал" за что был немедленно расстрелян вместе с родителями.
Внутренняя свобода - вот что я почувствовала в каждой из его картин.
Мне очень нравятся фактурные работы, с неравномерными небрежными слоями краски, чистыми несмешанными пигментами. Такие картины можно изучать часами, они открываются тебе не сразу. Подойти ближе, отойти дальше, посмотреть с разных углов - и каждый раз меняя ракурс подмечаешь для себя какие-то новые детали.
Для меня это эстетически красивая выставка, в меру тревожная, в меру яркая. Я бы посоветовала ее как тем, кто только начинает знакомство с современным искусством, так и тем кто уже хорошо с ним знаком. Для первых она может послужить плавным переходом от классической живописи к современной и остросоциальной, а для вторых - поводом познакомиться и насладиться творчеством недооцененного в свое время художника.
Сама экспозиция разделена на 2 части - творческий путь Фрейгина в виде лабиринта и основная экспозиция.
На вдумчивый и основательный осмотр будет вполне достаточно 1 часа. В галлерее мало людей, тихо, есть возможность сесть напротив понравившейся картины и наслаждаться.
Адрес галлереи: Старопименовский переулок 14
Стоимость билета - 200 рублей.
В следующих статьях я расскажу о 5 выставках, которые стоит посетить в январе и поделюсь впечатлениями о посещения Центра современного искусства Винзавод.
До встречи!
Вы можете поддержать меня поставив лайк, оставив комментарий и подписавшись на канал.