Найти тему
Студия "Слово"

Методы успешной подачи публичного выступления учащихся

Научно-исследовательская деятельность в современной школе стала неотъемлемой частью сферы образования. Она способствует как раскрытию способностей обучающихся, так и профессиональному росту педагогов, развивает такие стороны личности детей, как организованность, креативность, коммуникабельность, умение работать с информацией. Нередко с докладами школьники выступают на всевозможных научно-практических конференциях, тем самым получают возможность не просто презентовать свою работу, но еще и получить колоссальный опыт, наблюдая публичные выступления других школьников. О том, как грамотно оформляются научно-исследовательские работы, в различных источниках информации есть масса материала. Данная же работа является обобщением многолетнего участия в конференциях различных уровней с целью заострить внимание на факторах, которые существенно влияют на результат выступления. Ни для кого не секрет, что дипломы победителей подобных мероприятий являются приятным дополнением в ученические и учительские портфолио. Поэтому важно изначально подходить к подготовке выступления таким образом, чтобы не просто подготовить глубокое, актуальное исследование, но и выделиться среди массы выступлений, запомниться жюри, создать благоприятное впечатление. В данной статье предлагаем некие «фишки», которые могут пригодиться начинающему педагогу. Проще говоря, мы раскроем секреты «фантика» выступления, так как именно о нем нередко забывают авторы работ.

Начнем с того, что конференции, в которых участвуют наши ученики – это детские мероприятия, и поэтому очень важно строить выступление с учетом возрастных потребностей детей и подростков.

Рекомендации к выступлению на конференции

1) Роль костюма для презентации наработанного материала

-2

Казалось бы, когда речь идет о научном исследовании, главным является суть работы, ее глубина. Несомненно, это так. Но опыт показывает, что не стоит пренебрегать дополнительными средствами, усиливающими эффект выступления. Как правило, дети, одетые соответственно своей теме (медицинский, национальный костюм и др.), еще до выступления имеют некое преимущество, запоминаются жюри. Допускаем, что это совпадение, но на конференциях, где мы присутствовали, дети в костюмах всегда были в числе победителей.

2) Наличие реквизита

-3

Как и костюм, реквизит вносит в выступление дополнительные краски. Его не должно быть много, умеренное его вкрапление в выступление сыграет не последнюю роль. Например, в докладе «Книга вчера, сегодня, завтра» перед выступающим на столе лежало три книги – рукопись XVIII века, печатная и электронная книги. Девочка, рассказывающая о культуре коми-пермяков, продемонстрировала предметы рукоделия своей бабушки.

3) Роль презентации

-4

Презентация – это весомая составляющая выступления, поэтому к ее подготовке нужно подходить внимательно. Помимо того, что она должна быть выдержана в едином стиле, ее необходимо выстроить таким образом, чтобы постоянно поддерживать внимание слушателей с помощью различных технических возможностей (движение строки, верно подобранные аудио- и видеофрагменты). Необходимо избегать нагромождения текста в слайдах, при наборе текстовой информации необходимо избегать мелкого шрифта. Не забывайте, что мероприятие организовано для детей, поэтому избегайте излишней академичности в оформлении презентации.

4) Роль юмора в выступлении

-5

Конечно, если вы подготовите доклад с максимальной долей серьезности, вас никто не обвинит. Наоборот, обычно доклады и строятся таким образом. Но если ваша задача – не просто выступить, но и победить, постарайтесь сделать так, чтобы ваши слушатели в какой-то момент улыбнулись, а еще лучше – посмеялись. Смех – это , по сути, то, что нравится всем. На выступлениях такие эпизоды выступления всегда проходят на ура. Например, в докладе «Особенности говора жителей Пермского края» ученик задал аудитории вопрос: «Представьте, что подумают о вас жители Москвы, если вы произнесете фразу: «Мне, пожалуйста, чашечку чая с двумя ложками песка и вареньем из виктории». А в качестве демонстрации особенного уральского произношения им был взят фрагмент из сериала «Реальные пацаны», который также вызывал смех. Вспомните фильм «Зимняя вишня», когда жена главного героя6 попросившая написать ей доклад, говорит: «И юмора добавь! Они это любят!»

5) Интерактив

-6

Отличный прием для оживления выступления, особенно когда докладчиков много, и детям становится сложно воспринимать большой объем информации. Для того, чтобы поддержать внимание слушателей на протяжении всего выступления, нужно максимально разнообразить форму подачи материала. Например, в вышеупомянутом уже докладе «Особенности говора жителей Пермского края» докладчик заявил: «А теперь давайте проведем тест. Как вы говорите: зАвидно или завИдно?.. Те, кто ответил зАвидно – истинные уральцы, потому что такое произношение является типично уральским говором». Или вот еще пример. В завершении доклада «Слова-паразиты в русском языке» девочка раздала каждому слушателю листочек, на котором попросила написать слово-паразит, от которого слушатели отказываются с этого дня навсегда. (Кстати, это задание одновременно вызвало множество улыбок (см. пункт4). Таким образом идет активное вовлечение слушателей в саму суть темы, они как бы становятся участниками выступления, и это, несомненно, дает дополнительные баллы при оценке жюри.

6) Раскрытие темы через призму не связанной с ней сферы деятельности

При раскрытии изученной темы можно использовать как можно больше неожиданных приемов подачи, быть «не такими, как все». Как вариант, можно излагать материал с позиции, например, людей какой-то профессии. Например, доклад «Слова-паразиты в русском языке» был составлен как монолог доктора, который поставил себе цель изучить эту болезнь языка, нашел способы излечения ( был составлен рецепт избавления от слов-паразитов по подобию медицинского, использовался звук скорой помощи и т.д.). Таким образом, научные знания были поданы в форме игры, что удачно вписалось в рамки детской конференции.

7) Воздействие на эмоции слушателей

-7

Если позволяет тема, можно продумать момент или моменты выступления, когда изложение конкретных фактов переходит из чисто научной области в эмоциональную сферу. Кроме юмора, упомянутого выше, это может быть чувство гордости, сострадания, даже жалости (в зависимости от темы выступления). В докладе «Великая Отечественная война в истории моей семьи» девочка после рассказа о том, как жестоко обошлась вторая мировая с ее предками, подвела итог: «Я иногда думаю о том, почему люди во время войны становятся такими жестокими? Но ответа не нахожу». А ученик, выступавший с этой же темой, завершил доклад собственным стихотворением, пронизанным глубокой благодарностью ветеранам. Единственное условие – эмоции ребенка должны быть искренними, а не ради победы.

Возможные недостатки в докладе

1. Монотонность интонации без акцентов на особо значимой информации.

2. Чрезмерная громкость голоса (слушатели через 8-10 минут не воспринимают такой язык)

3. Построение сложных предложений, в которых количество слов превышает 14-15 (такие фразы не воспринимаются по сложности грамматической конструкции ,теряется смысл)

4. Несоблюдение регламента вызывает раздражение слушателей

5. Недостаточное владение темой даже в рамках озвученного материала (это выясняется в процессе обсуждения доклада).

Ганс Селье выделяет пять "смертных грехов" публичной речи: неподготовленность,многословие,невнятность, погруженность в себя (интроверсия) и манерность.

Понять, насколько выступление получилось удачным, можно еще до оглашения результатов. Как правило, больше всего задается вопросов именно тем докладчикам, чье выступление заинтересовало аудиторию. И тут очень важно не растеряться, ведь как правило именно ответы на вопросы и дают понимание того, насколько выступающий овладел темой.

Заключение

Ведение научно-исследовательской деятельности – это непростой, кропотливый труд. Чтобы получить значимый результат, важны все этапы подготовки работы. Здесь нельзя акцентировать внимание лишь на содержании доклада или, наоборот, только на его способах подачи. Органичность содержания и правильно подготовленного публичного выступления – залог успеха.

-8

Если у Вас есть интересные идеи по данной теме, буду рада прочитать об этом в комментариях.