В предыдущей статье я уже рассказывал как заводить дизеля в мороз, а в этой статье мне хочется рассказать как проще, быстрее и дешевле поменять участки теплотрассы и водопровода (особенно зимой в морозы). Немного истории:
На БАМе в районе ст. "Ургал-2", где я проходил службу почва сильно заболочена а зимой промерзает так, что копать даже экскаватором невозможно, а летом в любой канаве вода стоит. Из-за этого все трубопроводы (теплотрассы и водопровод) проложены на Т-образных опорах на высоте 1 метр от уровня земли.
В начале 2000х годов (тогда я служил уже в Саратовской области) наша воинская часть переехала в "новый" военный городок, который до этого стоял 6 лет бесхозным. Не стоит объяснять что за это время там было разворовано всё что можно и нельзя, в том числе "свиснуты" трубы теплотрассы которая должна быть отремонтирована. Теплотрассу пришлось поменять (положили в бетонные лотки новые трубы засмолили битумом, закопали). Но на этом приключения не закончились. За весь отопительный период мне пришлось 17 раз раскрывать по новой теплотрассу устранять порывы и снова закапывать (а с учетом того что у нас нет своего экскаватора и длинна участка более 120 метров) эта проблема истрепала все нервы и силы. Поэтому по весне я попросил специалистов лаборатории Газпрома (у меня там завлабом был одноклассник ) для определения качества труб, установленных на теплотрассе. Каково же было моё удивление когда они вынесли заключение. что трубы сделаны по ГОСТу и проблема не в этом. Мой одноклассник сказал. что в нашем районе грунт очень агрессивный (торф и другие агрессивные примеси) и чтобы эффективно защитить металл нужна очень дорогостоящая изоляция, которая стоит дороже самих труб (что экономически невыгодно) и нужно искать другую альтернативу. Они сами давно уже под газ прокладывают пластмассовые трубы. Но этот вариант нам не подходил так как под отопление пластмассу не положишь и тут я вспомнил про БАМовский вариант. Из старых обрезков труб ( тех что не успели "свиснуть") сварили Т- образные стойки, на них уложили трубы, утеплили минеральной ватой, сверху изолировали ПВХ рулонами (они тогда только входили в моду), затянули стяжками и готово. Так вот теплотрасса с этими трубами простояла ещё 17 лет.
БАМовский опыт мне в очередной раз пригодился буквально через год. Как раз накануне 23 февраля у нас рванула ветка вводного водовода. На улице уже неделю стоит мороз под - 30 град С, земля как камень даже экскаватор не берет, да ещё над этим участком водовода оборудовали бетонированную автостоянку - вообщем полный "абзац". Прямо рядом с вводным колодцем стояла Т-образная стойка теплотрассы, а приемная задвижка находилась в котельной. Эти обстоятельства подвели меня к одному интересному выводу. Дело в том что на БАМе да и вообще на севере, особенно там где вечная мерзлота, водопроводные трубы как правило укладывают между труб теплотрассы, отчасти для экономии, но в основном для того чтобы водовод не перемерз при очень сильных морозах. Мы тоже так сделали: раскрыли теплотрассу, проложили пластмассовую трубу водовода от колодца до котельной между трубами теплотрассы, подключили к задвижкам и обратно всё заделали как было. Делали это как времянку, но как у нас зачастую бывает нет ничего более постоянного чем временное. В таком состоянии водовод простоял ещё 5 лет и только потом его поменяли.
Если было интересно или полезно поставьте лайк.