Федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» от 02.08.2019 г. № 259-ФЗ был подписан Президентом и вступил в силу с 1 января 2020 года. Разберемся, станет ли легче жить стартаперам и инвесторам в России.
Фото: facebook.com
Закон о краудфандинге наконец-то подвел законодательную основу для подобной деятельности в России. Новый закон внес ясность в порядок взаимодействия участников, ввел в оборот новые термины и понятия, определился с числами – кому сколько можно, а сколько нельзя. Разберемся.
Определимся с основными понятиями
- инвестиционная платформа - информационная система в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", используемая для заключения с помощью информационных технологий и технических средств этой информационной системы договоров инвестирования, доступ к которой предоставляется оператором инвестиционной платформы;
- инвестиции - денежные средства, используемые в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта путем приобретения ценных бумаг или цифровых прав либо путем предоставления займа;
- инвестор - физическое лицо (гражданин) или юридическое лицо, которым оператор инвестиционной платформы оказывает услуги по содействию в инвестировании;
- лицо, привлекающее инвестиции, - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, или индивидуальный предприниматель, которым оператор инвестиционной платформы оказывает услуги по привлечению инвестиций;
- оператор инвестиционной платформы - хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством РФ, осуществляющее деятельность по организации привлечения инвестиций и включенное Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ;
- инвестиционное предложение - предложение лица, привлекающего инвестиции, заключить с ним договор инвестирования;
- договор инвестирования - договор между инвестором и лицом, привлекающим инвестиции, по которому осуществляется инвестирование с использованием инвестиционной платформы способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Основные выводы из понятийной части закона о краудфандинге:
- Это договорные отношения;
- Деятельность будет надзорной;
- Факт инвестирования фиксируется через ценные бумаги или цифровые права.
Что должно быть на инвестиционных платформах?
- условия договора об оказании услуг по привлечению инвестиций и договора об оказании услуг по содействию в инвестировании;
- порядок присоединения к договору об оказании услуг по привлечению инвестиций и (или) к договору об оказании услуг по содействию в инвестировании, включая порядок установления лиц при заключении таких договоров;
- требования к участникам инвестиционной платформы;
- способы инвестирования с использованием инвестиционной платформы;
- требования к содержанию инвестиционного предложения;
- порядок принятия инвестиционного предложения;
- сроки передачи денежных средств участникам инвестиционной платформы с номинального счета, открытого оператору инвестиционной платформы;
- размер вознаграждения оператора инвестиционной платформы или порядок его определения либо указание на отсутствие вознаграждения;
- состав информации, раскрываемой оператором инвестиционной платформы, а также порядок и сроки раскрытия такой информации;
- порядок обмена информацией между инвесторами с использованием инвестиционной платформы;
- порядок применения мобильного приложения либо указание на то, что для доступа к инвестиционной платформе не применяется мобильное приложение.
А также другие пункты не противоречащие вышеуказанным, а дополняющие их.
Основные параметры возможного привлечения средств
Привлечение средств через инвестиционные платформы, законодательно приравнивается к размещению ценных бумаг, поэтому попадает под действие требований Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а защита прав и законных интересов инвесторов осуществляется с учетом положений Федерального закона от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
Регистрация проспекта ценных бумаг не является обязательной, если привлекается сумма менее 1 млрд. рублей или иная в соответствии с возможными поправками в будущем в подпункт 4 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», где данная сумма оговорена.
Неквалинвесторы смогут инвестировать не более 600 тыс. рублей ежегодно через инвестиционные платформы. Получение статуса квалинвестора снимает данное ограничение, что указано в статье 7 нового ФЗ.
Инвестиционные платформы должны иметь собственный капитал не менее 5 млрд. рублей и быть зарегистрированы в реестре Банка России, а значит, как указано выше, подвергаться контролю и надзору.
Закон устанавливает понятие «утилитарных прав»
В инвестиционной платформе помимо ценных бумаг могут приобретаться, отчуждаться и осуществляться следующие цифровые права (утилитарные цифровые права):
- право требовать передачи вещи (вещей);
- право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
- право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг.
Утилитарное цифровое право закрепляется цифровым свидетельством - неэмиссионной бездокументарной ценной бумагой, не имеющей номинальной стоимости, удостоверяющей принадлежность ее владельцу утилитарного цифрового права, распоряжаться которым имеет возможность депозитарий, и закрепляющая право ее владельца требовать от этого депозитария оказания услуг по осуществлению утилитарного цифрового права и (или) распоряжения им определенным образом. Цифровое свидетельство выдается депозитарием обладателю утилитарного цифрового права, учет которого осуществляется этим депозитарием.
Инвестор, по новым правилам, может требовать право на владение музыкой, программным обеспечением, криптовалютами и алгоритмами майнинга, мобильным приложениям, цифровым контентом и пр. Это создает новые правила и уравнивает в правах все стороны процесса инвестиций!
Вывод: новый закон ввел много новых понятий в правовое поле РФ, которых не хватало как инвесторам, так и ищущим инвестиций. Это важный шаг в правильном направлении. Есть предположение, что этот ФЗ – первая ласточка в целом ряде законов и положений, которые упорядочат этот участок делового пространства России.
Мы обратились за комментариями к участникам рынка. На нашу просьбу откликнулась платформа Planeta.ru. Приводим комментарий эксперта отрасли.
Заместитель директора Planeta.ru по правовым вопросам Алексей Чесноков:
«Проект федерального закона «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на наш взгляд, не предполагает регулирование таких платформ, как Planeta.ru. Это следует из пункта 2 статьи 1 указанного законопроекта. Сфера его применения сведена исключительно к следующим способам инвестирования: займы, эмиссионные ценные бумаги и утилитарные цифровые права. Ни один из указанных способов на нашей платформе не используется. Многие ошибочно продолжают называть этот закон законом о краудфандинге, но на 61 странице законопроекта нет ни одного слова «краудфандинг». От него отказались, чтобы не путать людей. Для обычных инвесторов, которые используют инструменты инвестиционных платформ, этот закон даст более понятные условия инвестирования. Определен правовой статус самих платформ, а также инструментов, с помощью которых можно инвестировать. Пользуясь случаем, в очередной раз скажу, что краудфандинг (по модели Planeta.ru) и инвестиции – это разные финансовые инструменты. Краудфандинг предполагает, что участник может поддержать проект безвозмездно или получить нефинансовое вознаграждение, например, сам будущий продукт проекта (календарь, книгу, диск, гаджет и пр.) или приглашения на какие-нибудь мероприятия».
За развитие цивилизованного краудфандинга в России!