Найти тему
Киновед в штатском

"Терминатор": Хоррор, который притворяется фантастикой

Если вам зададут глупый вопрос, к какому жанру относится "Терминатор" Джеймса Кэмерона, скорее всего, вы, не задумываясь, назовете фильм боевиком или научной фантастикой, но на самом деле эта культовая картина является классическим фильмом ужасов, а точнее - слэшером, выполненным по всем законам хоррора. Стоит вам взглянуть на него под чуть измененным углом, и связь с "Хэллоуином", "Пятницей, 13-е" и "Черным рождеством" станет очевидным.

Арт к фильму "Терминатор"
Арт к фильму "Терминатор"

Почему мы считаем "Терминатор" фантастической лентой? Это очевидно. В сюжете присутствуют робот, путешествия во времени, вышедший из-под контроля искусственный интеллект, грядущий апокалипсис. Что дает основание называть фильм боевиком, тоже понятно - перестрелок и кровавых жертв здесь предостаточно. Но вот в чем фокус - все это является внешней оболочкой, а вот каркас "Терминатора", его, если хотите, металлический скелет состоит из пяти ключевых правил фильма ужасов.

Кадр из фильма "Терминатор"
Кадр из фильма "Терминатор"

Главный конфликт картины составляют отношения Сары Коннор и Т-800. В первой ленте Джеймс Кэмерон еще не сделал ее воинственной амазонкой, готовой вступить с роботом в бой. В 1984-м она беззащитна, наивна и напугана, ей необходима помощь Кайла Риза, чтобы выжить. И это делает ее классической "последней девушкой", той самой, которая в "Хэллоуине" противостоит Майклу Майерсу, а в "Пятнице, 13-е" - Джейсону Вурхису.

Кадр из фильма "Терминатор"
Кадр из фильма "Терминатор"

В свою очередь, Т-800 - это точная смысловая копия Вурхиса и Майерса. Это неумолимый убийца, четко следующий за свой целью и без малейших раздумий уничтожающий любого на своем пути. Его не беспокоят угрызения совести или сожаления о содеянном - это классический злодей из слэшера.

Кадр из фильма "Терминатор"
Кадр из фильма "Терминатор"

Без чего еще не обходился ни один культовый слэшер? Разумеется, без обнаженки (тут я снова должен следить за лексикой, иначе алгоритм Яндекс.Дзена заблокирует статью). Любой хоррор раньше содержал откровенные сцены, и "Терминатор" не нарушает этого правила - в самый разгар борьбы с роботом-убийцей Сара и Кайл берутся поработать над будущим лидером Сопротивления.

Кадр из фильма "Терминатор"
Кадр из фильма "Терминатор"

Теперь посмотрим, как в "Терминаторе" себя ведет полиция. Да ровно так же, как во всех слэшерах 70-80-х - копы игнорируют любые заявления потерпевших и не торопятся защищать тех, над кем нависла угроза. Полиция бесполезна, потому что просто не верит в робота из будущего, как не верила в убийц в масках.

Кадр из фильма "Терминатор"
Кадр из фильма "Терминатор"

Наконец, что мы видим в финале? С непобедимым злом справляется именно "последняя девушка", как и положено по хоррор-канонам. Причем не просто справляется, а так, что у фильма остаются пути для продолжения, а это обязательное условие для хорроров. В данном случае мы видим механическую руку робота, которой в "Терминаторе 2" воспользуются инженеры Cyberdyne Systems.

Кадр из фильма "Терминатор"
Кадр из фильма "Терминатор"

Итого: мы имеем "последнюю девушку", инфернального злодея, откровенную сцену, бездействующую полицию и финальную победу с заделом на сиквел. Единственное, чего не хватает "Терминатору", чтобы окончательно соответствовать канонам слэшера 70-80-х - в концовке не было последнего рывка умирающего Т-800, ведь обычно злодей непременно оживает на пару секунд, чтобы получить "контрольный" выстрел в голову или удар в сердце. Для меня остается загадкой, почему Кэмерон не использовал этот стандартный прием.

Кадр из фильма "Терминатор"
Кадр из фильма "Терминатор"

Должно ли вышеизложенное как-то изменить ваше представление о фильме? Нет, конечно. "Терминатор" живет вне шаблонов и правил. Но такой взгляд со стороны может помочь вам понять, как порой мыслят авторы в процессе создания своих шедевров. Иногда они берут простую формулу и отливают ее в сверкающем убийственном металле.

Оставляю вас с этим открытием и иду переворачивать с ног на голову очередной горячо любимый фильм. Как уже раскачал невиновность Фредди Крюгера, иллюзорность Марлы Сингер и намеренное уничтожение "Титаника".

Увидимся в кино!