Найти тему
Питер Live

Вот же бог послал мне невестку, в сердцах сказал Назар, и вышел из избы, громко хлопнул дверью. Вторая сноха.

Вторая сноха в доме моего прадеда появилась в 1916 году. Вот же бог послал невестку. За такие грехи, на старости лет такой подарок, шумел в горнице Назар.

Жена Назара, Маланка сказала тихим, но уверенным голосом: «Не чапай»(не трогай) бога, он тут ни при чём. Сам сосватал за нашего Наума Аринку. Или ты уже забыл, что два раза сватов посылал в дом к Семёну Павловскому?

Личное фото автора
Личное фото автора

Назар в сердцах незло выругался, демонстративно плюнул на свежо вымытый пол и вышел из хаты, громко хлопнув дверью. От этого стука зазвенела посуда в шкафчике да колыхнулось пламя лампадки у иконы в красном углу.

Маланка, жена Назара подошла к Арине, обняла её за плечи и стала утешать невестку. Не слушай ты его, этого старого. Тебе сейчас волноваться не надо, скоро срок уже рожать. Подумай о дитятке. Вот беда, прошёл батька в ботах, не привык он разуваться днём. Он же за кисетом своим зашёл, на минутку.

А мы давай с тобой всё половики в горнице скатаем, да спрячем в сенцах. Пусть он вечером по-холодному полу босиком ходит, тогда и подумает, как боты снимать.

Арина утёрла слезы, и от этих простых слов свекрови на душе стало тепло.

У моей бабушки в доме, были такие красивые полосатые половички. Ходить по ним босыми ногами было одно удовольствие. Летом они были прохладные, а зимой теплые. Стирали мы их в речке, на мостике, выбивали большим вальком, деревянной колотушкой. Потом сушили прямо на лугу, растянув по траве. Подсохщие половики скатывали в валик. Когда я мыла пол в «передней» комнате, то тряпку отжимала лишь слегка. Для того что бы половичок лежал очень ровно надо его расстелить на мокрый пол и распрямить руками.

Скрипнула дверь и в хату заглянул муж Арины, Наум. - Аринка, ты чего – спросил он? Маланка махнула на сына кухонным полотенцем, и сказал: - Иди, защитник, без тебя тут разберемся. Наум виновато опустил голову и быстро закрыл дверь. "Стары" подослал, переживает. Вот ведь попала коса на камень, характер, что у мужа, что у невески, один в один. Женщины посмотрели друг на друга и засмеялись.

Личное фото автора.
Личное фото автора.

Наум, второй сын Назара с 1914 года по 1916 был на войне, служил в гренадёрском полку. После ранения его комиссовали. За праздничным столом по поводу возвращения сына с войны, хоть и после ранения, но живым собралась вся семья. Назар поднял рюмку и сказал напутствие сыну: - Ну, Наум, я рад, что ты вернулся домой. - Невесту я тебе уже присмотрел, пока ты воевал с фрицами. Можно и сватов "зысылать", а там и свадьбу сыграем. Свадьбу, так свадьбу, на всю округу. - Моего сына наградили Георгиевским крестом, пусть все знают наш род. Вот каких сыновей вырастил Назар!

Маланка метнула взгляд на мужа, и спросила: И кого ты присмотрел? Всех своих деревенских невест она знала наперечёт. Глафира, хорошая девка, работящая, но её уже сосватали за Николая Сукоро. Эх, знать бы раньше, что Наумка, мой сынок вернётся с войны скоро, можно было бы "заручины" провести, что бы дождалась невеста. Но теперь уже, что судить, родители дали согласие сватам.

Наум и Глафира до войны ходили на гулянки вместе. Но потом Наума забрали в армию, а кто же будет ждать, да и неизвестно сколько.

-Кого надо, того и присмотрел, самодовольно, сказал Назар. И добавил: - Не девка, а огонь.

То, что Арина огонь, он понял ещё прошлой осенью, когда поехал в соседнее село Дулебню к скорняку. На улице стояла промозглая поздняя осень. Серое небо висит низко и кадый день льёт дождь. Земля, уже прихваченная легким ночным морозцем не принимала в себя воду с небес. Деревенские улицы утопали в грязи.

Стайка девушек, осторожно перешагивая через чуть подмерзшие лужи, шли по улице. Назар не успел притормозить коня, колесо попало в выбоину. Темная липкая грязь обрызгала подол юбок девушек. Они невольно вскрикнули и остановились.

Впереди стоящая девушка гневно сверкнула глазами и в сердцах вымолвила: Что это Вы «Дядько» с утра уже пьяные, не видите куда, едите? Назар попытался оправдаться, что это конь его понес, ямы на дороге, что он почти не пьет, так только маленько, на праздник.

- Конь понес, не хотел, ну и возница с Вас «Дядько» засмеялась девушка. - Аринка, ну прости ты его, он же не со зла – сказала одна из подружек. Аринка хитро посмотрела в глаза Назару и сказала очень серьезным тоном: Держись «Дядько», а то конь понесёт. Потом резко взмахнула рукой и крикнула «Но»! Гнедой рванул поводья, но Назар осадил коня.

Девушки дружно засмеялись и побежали к крепкому дому с глухими ставнями. Звякнула щеколда ворот, и девушки скрылись во дворе.

Назар сидел и смотрел вслед девушкам, на высокие ворота, на глухие ставни дома, словно что-то обдумывал. Ему вдруг вспомнилась его молодость и Маланка. Тоже ведь не давала ему спуску, всегда зацепит и будет звонко хохотать, когда Назар ехал на покос мимо их делянки. Вот ведь, какая бойкая, а смотрит так, словно буравит насквозь. Наши деревенские не такие, а эта егоза, да и только. Да и одета ладно, по-городскому. Надо спросить у скорняка, чья она будет.

Скорняка звали Иваном. Вот был мастер, так мастер, на всю округу. Заказов у него всегда много, и шкуры выделывал хорошо, и шил полушубки добротные.

Иван сказал, что Арина это средняя дочка Семёна Павлоского, 15 годочков ей исполнилось летом. Отец Арины зажиточный хозяин, земли много, да и приданое за любимой дочкой даст хорошее. Женихи местные уже передрались между собой из-за Аринки, но она ни на кого не смотрит. Окончила девушка три класса церковно-приходской школы. Её отец Семён хочет летом отдать дочку в Кличев, учиться дальше. Там у него живет родственник дальний, а в деревне только три класса.

После этого случая, ровно через год, когда вернулся Наум с войны, послал Назар в дом к Семёну Павлоскому сватов. Но то ли сваты не те, то ли не хотел отец отдавать свою любимую дочку, но вернулись сваты ни с чем. Им и не отказали, и не дали согласия. Семен, отец девушки сказал, что дочка еще молодая замуж выходить, может через годик другой.

Такой ответ пришелся не по душе Назару. Не привык он, крепкий хозяин , что бы было ему отказывали. Да и сын его Наум не лыком шит. Как ни как, а герой, награжден орденом. Кто ещё может потягаться с ним?

Через неделю Назар взял другого свата, более острого на язык. В сватовстве много ещё зависит и от свата, куда он разговор поведёт. Отец заставил сына достать военную форму с орденом, сам нарядился, хромовые сапоги начистил до блеска. Запрягли две повозки в выездную упряжь, и всей гурьбой поехали опять сватать Арину.

Вот так Назар выбрал сноху для своего второго сына Наума, моего дедушки. Арина и Наум это родители моей мамы.

Предыдущая статья, про первую сноху

Подписывайьесь на мой канал, пишите комментарии