Недалекое будущее. Диалог двух одноклассников:
- Я вчера двойку за контрольную получил!
- Хочешь поговорить об этом?
Всем привет!
Скоро в школах будут учить детей справляться со своими эмоциями и распознавать эмоции окружающих. Министерство просвещения готовит программу по развитию социально-эмоциональных навыков школьников. Школьным психологам значительно прибавится работы. Для них уже подготовлены программы повышения квалификации.
Уметь чувствовать себя, чувствовать других – важный навык для сохранения здоровья и успешной социализации.
К тому же статистика упрямо подтверждает рост эмоциональных, тревожных расстройств среди школьников. Психологи все чаще в последнее время прибегают к термину "школьные фобии", обозначая им проблемы, связанные у ребенка с посещением школы. Дети боятся плохих оценок, замечаний, конфликтов, опозданий. Способствует этому отчасти и образ жизни "цифрового поколения". Дети много времени проводят онлайн, живого общения становится меньше, информационные нагрузки растут. Ребенку порой тяжело даже находиться вне дома, в обществе. А еще тяжелее, если в этом обществе принято оценивать каждый шаг и ругать за провинности.
Поэтому хорошо, что в Министерстве придумали учить детей понимать эмоции и помогать себе. В некоторых странах уже такая практика существует. Например, в Финляндии и в Канаде. Но там основной посыл – подготовить детей эмоционально ко взрослой жизни, помочь социализироваться. У нас же пока пишут про то, как детям справляться со школьной нагрузкой (эмоциональной, информационной, физической).
Это все равно, что учить маленьких детей в детском саду лечить себя от простуды. А простуда возникает, потому что воспитатели окно во время тихого часа открывают.
Лечить симптомы, а не устранять причины - стратегия тяжелая, дорогостоящая и не особо эффективная, хоть и необходимая. Может, печальная статистика по росту эмоциональных расстройств у детей - это еще один повод взглянуть на несовершенство модели нашего школьного образования?
Может, пора "форточку прикрыть" немного? Что-то поменять в жёсткой системе оценивания и контроля, чтобы уроки по саморефлексии учили не только со школьными фобиями справляться, но и готовиться к самостоятельной и полноценной жизни вне школы.
Всем удачи и здоровья!