Многие могут подумать, что 15 января 2020 года произошло судьбоносное для нынешней России событие - Правительство РФ во главе с его председателем Д. Медведевым по своей собственной инициативе подало в отставку. Причина отставки, заявленная Д. Медведевым, звучит весьма размыто - В. Путин на своем очередном послании Федеральному Собранию упомянул о планируемом внесении изменений в Конституцию РФ, поэтому кабинет министров, заслышав о них, якобы решил подать в отставку для того, чтобы содействовать проведению грядущих изменений.
Со стороны может показаться, что такая причина является притянутой за уши, и что В. Путин уже заранее предрешил судьбу старого Правительства и вынудил его самораспуститься. В такой ситуации может сложиться впечатление, что Президент РФ понял все недостатки действующей власти и решил устроить революцию сверху. Следовательно, теперь ненавистное многими Правительство прекратит свое существование, и начнется эра социальных реформ. Или же такой взгляд является поверхностным и перестановка чисто техническая - для того, чтобы сохранить собственную власть на волне нарастающей народной критики и недовольства антисоциальными реформами.
Прежде всего нужно сказать, что недовольство действующей политикой власти в последнее время исключительно нарастало. Так, по данным проведенного в конце 2019 года исследования Левада-центра 60% россиян выступают за решительные перемены в стране. Этот показатель увеличился за 2 года с 42%. Кроме того, число лиц, гипотетически готовых выйти на митинги увеличилось с 10% до 53%. Рейтинг самого В. Путина находится на точке бифуркации - около 61%. При этом за всю историю его многолетнего правления этот рейтинг никогда не опускался ниже 60%, поэтому дальнейшее падение является недопустимым и критичным для репутации власти. Очевидно, что в такой ситуации власть должна предпринимать какие-то телодвижения, чтобы не растерять доверие и все свои позиции, так методично занимаемые в течение последних десятилетий
Сама фигура Д. Медведева в народе является крайне не популярной. На конец 2019 года его рейтинг составил 26%, при этом количество тех, кто ему не доверяет - 64%. И это не удивительно, ведь недовольство вносимыми Правительством в Парламент законопроектами (привет "пенсионная реформа") и обсуждение очередных "перлов" Председателя Правительства стали уже обыденностью ("денег нет, но вы держитесь", "если что-то не устраивает - идите в бизнес" и т.д.). Многие яростно утверждают о том, что в неэффективной внутренней политике страны виноват лично Д. Медведев и его кабинет министров, которые мешают В. Путину проводить социально-ориентированную внутреннюю политику (впрочем традиционное для России "Царь хороший, а бояре плохие"). Однако сразу же стоит отметить, что согласно ст. 111 Конституции РФ именно Президент РФ предлагает Госдуме кандидатуру Председателя Правительства. При этом, если Госдума с этой кандидатурой согласна, то Президент вправе его официально назначить на должность. Кроме того, Президент РФ также наделен полномочием по назначению замов Председателя Правительства и всех федеральных министров, предложенных Председателем Правительства. В такой ситуации очевиден вывод о том, что адептом проводимой Правительством внутренней политикой является сам Президент, который целенаправленно и неоднократно назначал одних и тех же людей на высшие государственные должности в течение долгих лет. Безусловно, такое положение дел отбрасывает нелицеприятную тень на фигуру В. Путина.
Для того, чтобы избавить любимого многими Президента от такой нелицеприятной тени и затеялись предложенные им поправки в Конституцию. Нужно напомнить, что помимо прочего Президент предложил изменить порядок назначения кабинета министров. Якобы теперь ответственным за назначение Правительства будет иной субъект - Госдума. В таком механизме Президент лишь вносит кандидатуру Председателя Правительства в Госдуму, а та уже целиком и полностью решает вопрос о его назначении. Назначением федеральных министров также будет заниматься Госдума, но по предложению Председателя Правительства. При наличии такой системы назначения состава Правительства обвинить Президента в ответственности за неэффективную внутреннюю политику, проводимую Правительством, формально уже будет нельзя, так как в конечном итоге не он приводил сюда всех этих людей. И мы прекрасно понимаем, что спросить что-то с Госдумы также не получится, так как это уже не один, а целых 450 человек, вечно перекладывающих ответственность друг на друга и принимающих абсолютно любые законы путем нажатия кнопки на джойстике.
При этом сама власть не теряет контроль за формированием состава Правительства, так как формальное большинство в Государственной Думе принадлежит политической партии, которая носит название "Единая Россия". И хоть на президентских выборах В. Путин формально абстрагировался от этой партии и пошел самовыдвиженцем, но чисто идеологически он является ее приверженцем и, что немаловажно, основателем. Об этом также свидетельствует его регулярное посещение и выступление на съездах этой партии, например в конце 2019 года.
В такой ситуации бенефициары нынешней власти затеяли чисто техническую перестановку, для того, чтобы подстроить действующий механизм под проводимую в стране политику и возрастающее недовольство граждан. Также не удивительно, если в дальнейшем полномочия Президента будут уменьшаться еще больше, так как действующий срок лично у В. Путина последний, а кандидатура следующего Президента пока не ясна. Кто дальше будет проводить эту же политику, можно ли властепридержащим лицам на него достаточно положиться? В такой ситуации лучше перестраховаться и добавить в Конституцию зачатки парламентской республики - пока что уточнить лимит президентских сроков (строго не более двух сроков, без слова "подряд") и узаконить статус Госсовета, в который входят все видные чиновники страны с регионов и иных федеральных органов власти.
Таким образом, ни о какой "революции сверху" даже думать нельзя. Изменения чисто технические, а проводимая политика будет проводиться в том же либерально-феодальном направлении с эпизодическими подачками народу в виде хлеба и зрелищ. Уже сегодня известна кандидатура нового Председателя Правительства - это бывший глава ФНС М. Мишустин. То есть это чиновник, который завоевал себе доверие в деятельности по системному и методичному сбору налогов в этой стране... Можно с большей доли вероятности предположить, что эта фигура чисто техническая и временная, и если Конституция будет все-таки изменена, то глава Правительства будет снова переназначен, но уже Госдумой. При этом, в реалиях таких телодвижений власти, не может быть и речи о действительно социально-ориентированных реформах:
- отмене пенсионного грабежа (сами умножьте размер средней пенсии на 12 месяцев и это же число еще на 5 лет и посчитайте сумму, которой лишили граждан, трудившихся всю жизнь; поэтому подачки в виде увеличения сумм материнского капитала выглядят просто смешными);
- введении прогрессивной шкалы налогооблажения (если все развитые страны мира устанавливают размер налогов в зависимость от размера доходов, то у нас малоимущий и богатый платит по одинаковой ставке);
- деприватизации важнейших государственных активов (продолжит действовать утвержденный Правительством в 2019 году План приватизации на 2020-2022 годы, согласно которому из госсобственности уйдут активы в семи крупнейших компаниях, среди которых «Совкомфлот», Новороссийский морской торговый порт, ВТБ и др.).
Для того, чтобы социальные реформы коснулись России нужно системное изменение всей действующей власти, т.е. в первую очередь всех первых должностных лиц с их идеологическими и человеческими взглядами на жизнь. А чисто технические изменения в порядке функционирования государственных органов и эпизодические подачки в виде увеличения размера маткапитала и предоставления бесплатных школьных обедов (на фоне пенсионного ограбления) приведут лишь к подстраиванию власти к экстремальной ситуации ради собственного самосохранения в неизменном виде.