Искусство «лихих девяностых», «Петровы в гриппе» в «Гоголь-центре» и кладбища велосипедов в Китае. Все, куда стоит успеть сходить.
Что: выставка «Лихие 90-е. Свобода без границ»
Где: Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, набережная канала Грибоедова, 103
Когда: до 1 марта
Зачем идти
Страница, объясняющая значение термина «лихие девяностые», есть на Википедии. Там можно прочесть, что это идеологическое клише, отрицательно характеризующее период истории постсоветских стран с 1992 до начала двухтысячных. Не обошли «лихие девяностые» и искусство. И для него они, напротив, стали глотком свободы и временем эксперимента. Художественная жизни России тогда отличалась разнообразием идей и стилей. А само искусство было спорным, эпатажным, а подчас и агрессивным. Портреты новых русских, зарисовки криминальных разборок и вакханалий любовных сцен, изображения люмпенов наполнили арт того времени юмором, сквозь который сквозила тревога и обрушившаяся на людей новизна переживаний. На выставке собрали более 100 произведений российских художников разных поколений: Владислава Мамышева-Монро, Василия Комара и Александра Меламида, Виктора Пивоварова, Тимура Новикова и других. Перед кураторами стояла задача через художественную призму взглянуть со стороны на события, уже ставшие историей, а также обозначить существовавшие в ту пору противоречия и проблемы.
Что: спектакль «Петровы в гриппе»
Где: «Гоголь-центр», Казакова, 8
Когда: 17 января, 20:00
18 января, 20:00
19 января, 18:00
Зачем идти
Первая премьера «Гоголь-центра» в новом году — «Петровы в гриппе» по одноименному роману Алексея Сальникова. Режиссером постановки стал Антон Федоров, а худрук театра Кирилл Серебренников выступил автором инсценировки. «Петровы в гриппе и вокруг него» — очень нестандартная история про очень стандартную семью. Петров — автослесарь, Петрова — библиотекарь, их сын (тоже Петров) — школьник, живут в Екатеринбурге, все как у всех. Ситуацию меняет грипп, подкосивший всю семью: в гриппозном бреду реальность оказывается вовсе не такой, какой ее привыкли видеть сами Петровы и окружающие их люди. Режиссер Антон Федоров отметил:
«Возможно, в жизни Петровых имеется огромный смысл, но оказалось, что они просто не способны осознать его, как нечто не относящееся к поиску человеческого счастья. И это не удивительно, ведь мы рождаемся в пространство, где на все вопросы уже даны ответы и поэтому нам сложно сформулировать для себя эти вопросы заново».
Что: выставка «Ву Гоюн. Мест нет»
Где: Мультимедиа Арт Музей, Остоженка, 16
Когда: до 26 января
Зачем идти
Ву Гоюн — китайский фотограф, прославившийся серией снимков велосипедных кладбищ. Автор наглядно продемонстрировал тезис о том, что даже самая прекрасная идея, доведенная до абсурда, может привести к катастрофе. Речь о велошеринге, который в Китае поначалу считали одним из «четырех новых великих изобретений». Первые велосипеды для совместного использования появились в мае 2015 года в студенческом городке Пекинского университета. А спустя пару лет в крупных городах страны насчитывалось уже около 27 млн велосипедов, которые буквально заполонили общественные пространства. Поначалу правительство Китая не принимало никаких мер и даже поощряло велошеринг. Власти начали вводить ограничения лишь в сентябре 2017 года, после того, как на городских улицах образовались стихийные свалки. Ву Гоюн объездил более 50 кладбищ прокатных велосипедов и запечатлел увиденное на снимках.
Что: «По-Чехову. Три сестры»
Где: Центр имени Вс. Мейерхольда, Новослободская, 23
Когда: 18 января, 19:00
Зачем идти
После новогодних праздников труппе театра «Современник» представили нового худрука — Виктора Рыжакова. Его постановки на сцене на Чистопрудном бульваре впереди. А пока в ближайший уик-энд в Центре имени Мейерхольда можно посмотреть постановку режиссера «По-Чехову. Три сестры». Впервые пьеса появилась на сцене МХТ в 1901 году, затем Немирович-Данченко возродил спектакль в 1940-м. Проект Виктора Рыжакова — реплика постановки Немировича-Данченко, но уже в XXI веке. «Может ли спектакль стать способом соединить традиции и новации? Пьеса, написанная более ста лет назад, совершенно неизведанна и, возможно, по-прежнему остается «новой драмой». Она про нас — людей, потерявших способность любить. Может, мы не понимаем, что именно потеряли, ведь все мы бесконечно говорим про любовь, но любить как-то не очень у нас получается», — отмечал режиссер в интервью Afisha Daily.
Что: зимний фестиваль фильмов об искусстве в Третьяковской галерее
Где: Третьяковская галерея, Лаврушинский переулок, 10
Когда: 19 января
Зачем идти
Новый год Третьяковская галерея начала с фестиваля фильмов об искусстве. В ближайшее воскресенье в музейном кинотеатре покажут сразу две ленты, посвященные Рембрандту и Босху. Первая — фильм-выставка, снятый режиссером Кэтом Мансуром. При помощи кураторов и историков искусства лента тщательно исследует каждую из ключевых картин выставки, прошедшей в 2014 году в лондонской Национальной галерее. А еще рисует характер человека, скрывавшегося за легендарным именем «Рембрандт», которое для многих стало олицетворением европейского искусства. Фильм «Удивительный мир Иеронима Босха» посвящен выставке, прошедшей в 2016 году в родном городе живописца в Северном Брабанте. Художник, связавший своим творчеством Средневековье и Новое время, так и остался загадкой для искусствоведов.
Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.