История жены румынского президента Николае Чаушеску – Елены (1916-1989) – это сюжет «из грязи – в князи». Девочка-подросток торговала на вокзале семечками и помогала отцу продавать в лавке свечки и перочинные ножи. Это Елена Чаушеску – ткачиха и глава румынской разведки, директор Центрального института химических исследований в Бухаресте с образованием «начальная школа», покровительница искусств, мать троих детй и женщина легкого поведения. Но в историю Румынии она вошла, прежде всего, как председатель ЦК и первый заместитель премьер-министра (собственного мужа).
В 14 лет юная Елена отправилась из провинции в Бухарест. Работа на ткацком станке отнюдь не была пределом ее мечтаний. Уже тогда девушка выделялась красотой и волевым характером. Расстаться с бедностью, не имея образования, было возможно лишь при помощи замужества. Однако принцы на фабрике не водились. Перспективных женихов, разделявших мечту Елены о светлом будущем, можно было найти среди политически активной молодежи. На народном гулянии социалистов, где 20-летняя Елена стала «Королевой труда», состоялось знакомство с Николае Чаушеску. Марксистские теории, лишавшие юношу сна, абсолютно не интересовали его невесту. Но она не мешала ему играть в «политические игры» и единственное – настаивала, чтобы он не засиживался в рядовых. Только необразованная девица могла увидеть генерала в таком же неуче, как она сама.
Николае тоже вырос в бедной семье крестьянина, был одним из десяти детей, в 11 лет приехал в столицу и устроился подмастерьем сапожника, а в 15 вступил в комсомол и «переквалифицировался» в демонстранта и, как следствие, арестанта. В тюрьме он познакомился с лидером компартии Румынии Георге Георгиу-Дежем, стал при нем денщиком и таким образом приблизился к будущей правящей верхушке. Сущность «шестерки», как ни странно, помогла ему в 1965 году стать президентом: соперники его не боялись и выдвинули на пост как марионетку. В продвижении мужа сыграла свою роль и Елена Чаушеску.
В мемуарах «товарищей из ЦК» темперамент Елены сначала описывается в мягких формулировках: «она была опытнее в постели, в отличие от пуританина Николае», «с кем только ни жила». Потом начинаются подробности: якобы из троих детей только старший сын Нику был от Николае, а Зоя и Валентин – плоды побочных связей мамы. Во время 2-й мировой войны, когда Николае сидел в тюрьме, Елена коротала время с немецкими офицерами и однажды во время облавы на проституток была поймана, что называется, с поличным, о чем сохранился документ. Перед выборами на пост президента «Королева труда» (позднее ее переименуют в «Факел партии») обходила партийцев, чтобы лично – делом и телом – убедить их голосовать за мужа. Семейный доктор Елены в своих воспоминаниях недвусмысленно намекал на близкие отношения с первой леди. Но не за эту вольность его скинули из окна седьмого этажа: он позволил себе поставить Николае Чаушеску диагноз «шизофрения».
Расправой над неугодными людьми занималась Секуритате (разведслужба), которую лично курировала Елена. Также в их обязанности входил шпионаж за разработками ведущих западных химических лабораторий: книги о химии полимеров за «авторством» Елены Чаушеску до сих пор продаются в магазинах.
В целом пара Чаушеску производила впечатление очень дружной семьи. Астрологи, впоследствии изучавшие их совместный гороскоп, характеризуют союз Николае и Елены словами их адвоката на суде «Они настолько сочетались, что были подобны двуглавому монстру». Со стороны же двадцать лет правления Чаушеску выглядят как апофеоз самодурства. Подобно императору Калигуле, назначившему своего коня членом Сената, Николае присвоил звание полковника своему плюшевому лабрадору Корбу.
Елена, дорвавшись до богатств, роскошествовала, но неоригинально: мраморные унитазы, золотая сантехника, посуда из драгметаллов и дома, набитые одеждой. Супруги обновляли гардероб каждый день, поскольку опасались, что враги пропитают ткань одежды ядом. Развлекались они тоже своеобразно – читали... отчеты Секуритате об интимной жизни соратников по власти и... родственников (число сородичей в клане Чаушеску, занимавших высокие посты, насчитывало 300-400 человек).
Чету Чаушеску свергли в одночасье. В 1989 году, во время телевизионной трансляции, выступление президента было прервано гневными выкриками собравшихся: «Долой!». Николае растерялся, а Елена сказала мужу: «Ну, пообещай им что-нибудь!».
23 декабря состоялся суд, на котором Николае и Елене предъявили длинный список обвинений: от геноцида против своего народа до растраты казенных денег общей суммой 1 млрд. долларов. Тогда же судили их сына Нику Чаушеску, устроившего расстрел мирной демонстрации, но ограничились длительным тюремным заключением. А 25 декабря, на Рождество, их расстреляли. Причем говорят, что солдаты не стали дожидаться команды и начали палить беспорядочно.
После смерти пары Чаушеску награбленное имущество пошло с аукциона, что не продали – хранится в Национальном музее. Официально, по бумагам, места их могил засекречены, но только не от простых людей. Николае и Елена похоронены в разных местах одного кладбища. Что интересно: могила бывшего диктатора постоянно в цветах, а надгробный крест Елены Чаушеску стоит сиротливо. Видимо, народная молва связывает свои невзгоды с «дурным влиянием» этой женщины на мужа.
Лариса Щебренко