Каждый год мы наблюдаем, как в храме гроба господнем, (да простит меня Всевышний), зажигается благодатный огонь. Что это, чудо или мистификация?
Ни в коей мере не хочу кого то расстроить или оскорбить, но меня заинтересовал этот вопрос и я решил поделиться своими скромными познаниями и узнать ваше мнение.
Не буду рассказывать, что предшествует этому чуду, какие молитвы произносят священники, как одеваются и во что, как потом переодеваются и как входят в кувуклию. Весь этот ритуал интересующиеся могут узнать сами, там довольно много описания этих действий. Скажу одно - зажигается он в закрытой комнате одним человеком.
На огромных просторах интернета можно найти что угодно, в том числе и секреты фокусников. Добыть огонь можно с помощью спичек, зажигалки, трутня, огнива, и многих других приспособлений. А так же путем смешивания некоторых веществ. В молодости я с дворовыми товарищами производил некоторые удачные опыты, в которых при смешивании двух веществ комнатной температуры, безо всяких приспособлений, возникал огонь. Любой ученый - химик может вам рассказать о том, как получить огонь. Здесь я не буду вдаваться в подробности, так как те, кто изучал прилежно химию в школе, знают. Итак, огонь мы можем получить без приспособлений, причем даже с оттяжкой по времени. Этому есть подтверждение и у фокусников, практикующих с огнем. То есть, можно сделать фитиль, ну скажем, свечи, коорый загорится сам через нужное время. Это версия обывательская, но, как и все версии, имеет право на жизнь. Согласны?
Далее. Есть некие откровения епископа Порфирия Успенского о том, что паша Ибрагим возжелал воочию убедиться в чудотворности зажигания огня, и они были вынуждены рассказать ему правду о его рукотворном происхождении. Однако, разъяснив Ибрагиму финансовые потери от этого разоблачения и расстройство российского императора, убедили его не разглашать подробности и закрыть свои царственные очи на это чудо. И, как говорят, в письме российскому патриарху слово "святой" было заменено на "священный" или "освященный" огонь. Еще раньше о таком же "конфликте интересов" писал Джаубари, но в связи с интересом султана Ал-Малика. И тогда тоже интерес султана был потушен возможностью потери доходов от паломников. Поговаривают, что в этом есть интересы всех трех религий. В этих источниках говорится о том, что свечи зажигаются от лампады в скрытой от посторонних глаз нише.
Есть еще такой вариант - благодатный огонь не обжигает. Но в храме было несколько пожаров, были жертвы, а у некоторых паломников наблюдались ожоги и подпаленные бороды. Из собственного опыта - с одной распространенной среди населения жидкостью, когда она горит на ладони, некоторое время не будет ожога. Это тоже к школьному курсу.
В общем, эта тема настолько вызывает интерес всех людей, независимо от конфессии, и настолько обросла легендами, вымыслами, правдами и неправдами, что по моему скромному и ничтожному мнению, что бы пресечь все разговоры и домыслы, надо зажечь огонь не одному и в скрытой комнате, а показать всем и дать возможность убедиться неверующим в это чудо. Или все таки положиться на метрополита Григория, призвавшего не трогать благочестивых легенд, что бы не пала сама вера?