Найти тему
Virgilij Beaker Brain

Мозговой Штурм - панацея креативщика или убийца творчества?

Оглавление

Мозговой штурм – это способ коллективно придумать что-то новое и неповторимое! Поставить задачу, чтоб лучшие умы могли работать в одном направление и заставить какую-нибудь не оформившуюся идею окрепнуть, получить детали и вырасти во что-то шедевральное! По крайней мере именно так это позиционируют во всех креативных и прогрессивных конторах. Там же это вводят в рамки культа и обязательного условия работы. Но работает ли мозговой штурм в принципе?

Как показали исследования, данный вариант коммуникации приносит больше вреда чем пользы и крайне неэффективен:

1. Во время МШ (мозговой штурм), участник может выложить простую и всем очевидную идею или откровенно глупую и остальная группа будет обязана её разобрать, хоть большинству она очевидна и должна быть отброшена как ненужная. Но если она была первой, то происходит эффект «якорения» (когда первому решению/мысли инстинктивно придают больше значения, чем последующим) и пока от нее откажутся, может пройти слишком много времени.

2. Мы часто «не хотим никого обидеть» и поэтому стараемся не вступать в «ненужные конфликты». Даже если от этого может пострадать наш кошелёк или даже самолюбие. Но в любом коллективе обязательно найдётся как минимум один «громкий» человек чьё мнение не всегда верное, но кто может своей агрессивной манерой речи пролоббировать своё решение как общее. А так как мы всё-таки вид коллективных зверьков, то подчинение у нас в крови. И даже если ваша идея во сто крат лучше и выгодней, но от природы вы скромняга, то эта идея так и останется при вас. Ну а у крикливых посредственностей есть чудесное свойство, которое можно озвучить старой шуткой: «Скажи, что никого не хочешь обидеть и обижай сколько хочешь». Хм, а есть ли тут шутка?
Конечно, не факт, что кто-то сильно энергичный сказал первым что-то идиотское, но мы просто не будем его критиковать, а критика — неотъемлемая часть творческого процесса.

3. Исследование Тереза Амабайл, профессора делового администрирования в Гарвардской школе бизнеса, смогло показать, что давление почти всегда губительно для творческого мышления. Ею были изучены 177 человек, работающих в разных компаниях в США. Она попросила их вести дневники того, когда и как они чувствовали себя наиболее творчески.
Самым тяжёлым испытанием для подопытных, оказалось давление! Когда перед людьми появлялась жесткая нехватка времени, то ощущение были сродни тому, что люди чувствуют на затяжном марафоне – какая сосредоточенность на задаче?! Тут добежать бы! И это естественно не способствовало успеху фирмы. Именно это может произойти во время мозгового штурма. Люди находятся в жестких временных рамках и поэтому начинают беспокоиться об утекающем времени, а не о том как сосредоточиться на задаче.
В иных обстоятельствах цейтнот может даже подстегнуть творческого человека и создать предпосылки к моменту озарения, к той самой пресловутой «Эврики!». Но поскольку сама среда мозгового штурма не способствует творчеству, а групповое некритическое мышление, да ещё под давлением, только добавляет к принятию неправильных решений.

-2

И хоть в общем и целом мозговой штурм не особо работает, но есть ряд рекомендаций, как сделать его всё же более жизнеспособным:

1. Как известно большие идеи проистекают из многих малых. Креативные люди черпают вдохновение из множества источников, и это будет микс чужих творений (кто творец – человек или природа – не важно), который преобразуется во что-то своё.

Джоэл Чан и Кристиан Шунн, оба из Университета Питтсбурга, рассматривали именно такой переход от маленькой идеи к большей и от неё к великой. Чен и Шунн просмотрели стенограммы разных инженерных команд, чтобы увидеть, как они выдвинули свои идеи. Ими не было обнаружено какого-то огромного прорыва, а лишь постепенный прогресс, когда команды переходили от одной идеи к другой, постоянно совершенствуя свои мысли из малых в большие идеи и приближаясь к наилучшему решению!

«Творчество - это поэтапный процесс, в котором идея «А» стимулирует новую, но тесно связанную мысль, которая побуждает к еще одному постепенному шагу, и цепь небольших умственных достижений иногда в конечном итоге заканчивается инновационной идеей в групповой обстановке», - говорят исследователи.

Но исследователи предостерегли, что проведение мозгового штурма в качестве проводника «великих идей» может иметь неприятные последствия. Участники могут зациклиться на попытках придумать инновационную идею и забыть о маленьких идеях, которые потребуются для ее достижения. Позвольте своим творческим сотрудникам органически исследовать и предлагать идеи и МШ могут не понадобиться!

-3

2. Чан и Шунн также заметили, что многие команды дизайнеров часто использовали аналогии. Например, для разработки дизайна механизма открывания/закрывания принтера, инженеры за несколько минут прикинули разные варианты уже имеющихся: гаражные и роллетные ворота и даже как это система была организованна в старых видеомагнитофонах.

Аналогии помогают разбить какую-то сложную идею на множество мелких, что позволяет легко их описать! Благодаря такой возможности ваши идеи становятся более доступны для понимания другими людьми. Люди, как правило, плохо описывают свои мысли, но используя аналогию и метафору, мы можем обойти прямое описание, которое может занять много времени, и вместо этого использовать общую идею.

Единственная проблема, которая подстерегает в таком подходе – это возможное зацикливание или неправильная аналогия. Это может застрять в голове и потом будет трудно уйти от неверного образа. Нужно постараться предоставить креативщикам и дизайнерам пространство для самостоятельного изучения идей и выработки собственных аналогий.

3. Исследование Терезы Амабайл показало, что если людей запихнуть в одну комнату и скомандовать им – «Давайте, думайте!» – то ни к чему хорошему это не приведёт. Лучший вариант – это дать людям время! Давление убивает творчество. Вместо того, чтобы проводить мозговые штурмы в больших группах, самой правильной идеей оказалась когда несколько сотрудников собираются вместе для обсуждения проблемы.

В маленьких группах (два-три человека) люди не ощущают давление и чувствуют себя более комфортно. Разговор может протекать более естественно, так же как и высказанная критика. И в дальнейшем можно свести вместе несколько таких малых групп (где каждая группка может говорить как единое целое) и получить более критическую обратную связь с идеями других коллективов.

4. Ли Томпсон, профессор менеджмента в Школе управления Келлогг (Северо-Западный университет США) считает, что мы должны записывать свои идеи вместо мозгового штурма. Если сформировавшуюся мысль перенести на бумагу и прийти с ней на собрание, то это избавит от обсуждения чего-то простого. Имея начальный набросок мыслей перед встречей, можно дать людям время подумать без давления МШ и выработать широкий спектр идей до начала встречи.

Так как же провести хороший мозговой штурм? Попробую резюмировать:
Не давите на людей, а дайте им время. Пусть сначала запишут свои идеи, затем обсудят их в малых группах и уже потом собирайте эти группы вместе в большом конференц-зале с доской. Не забывайте о конструктивной критике, чтобы группы могли перейти к наилучшим и наиболее творческим решениям имеющихся проблем. Да, это гораздо сложнее, чем запереть всех в одной комнате с кофемашиной и печеньками и с напутствием хорошенько подумать. Мозговые штурмы изначально были задуманы как способ получить самые лучшие и креативные идеи от группы людей. Но чтоб это было эффективно, превратите несколько простых мыслей, в одну большую идею и тогда ваш мозговой штурм превратится в настоящий ураган!

-4

Понравилась статья? Подпишись на канал Мензурка Мозга "Beaker Brain" или хотя бы поставь палец вверх, мне будет приятно =) Так же, если вам нравится наука и техника, то милости прошу к прочтению моих новостей на эту тематику.
Возможно вам будет интересно прочесть почему мотыльки совершают самоубийство?
Или про Японскую улитку, которая почти захватила мир?