РУБРИКА "ВЫСОЦКИЙ И ЖИВОПИСЬ"
Сегодня Александра Сергеевича и Владимира Семёновича нередко сравнивают. Подчас Высоцкого даже именуют "Пушкиным ХХ века". Два поэта, и вправду, очень схожи, во-первых, по своей тематической всеохватности, всеобъемлемости, демонстрации в их творчестве практически всех социальных пластов, сфер деятельности, проблем России своего времени. Во-вторых, творцов объединяет огромная подлинная народная любовь. Также двух великих поэтов роднит внешне доступный, простой язык изложения, за которым скрывается глубокий подтекст. Пушкин и Высоцкий - очень афористичны, их отдельные цитаты и афоризмы уже давно и крепко вошли в разговорный русский язык. И, конечно же, сложно переоценить грандиозное влияние обоих авторов на развитие русской культуры в целом.
Когда-то о схожих моментах в биографии и творчестве великих поэтов был написан мной материал в рубрике "Исторические параллели Владимира Высоцкого" "Александр Пушкин и Владимир Высоцкий. "Наше всё" XIX и XX веков", уже публиковавшийся ранее на Яндекс Дзене.
Рекомендую ознакомиться, прикрепляю ссылку:
https://zen.yandex.ru/media/id/5db9ff290ce57b00ad8166..
В прошлый раз мой материал о Пушкине и Высоцком вызвал немало нареканий - мол, как можно сравнивать Высоцкого с Пушкиным, и кто кроме меня называет Высоцкого "Пушкиным ХХ века". Хочу ответить, что я в своей статье сопоставлял их таланты и значение в русской культуре на определённых примерах, аргументируя своё мнение. И такие сравнения делаются не впервые - литературоведы уже не раз писали о параллелях в творчестве Пушкина и Высоцкого. Более того, "Евгений Онегин" называют "энциклопедией русской жизни" XXVIII - XIX века, так же как и песенное творчество Высоцкого именуют "энциклопедией русской жизни" советского времени. А что касается "Пушкина ХХ века", то и здесь я отнюдь не первый. Об этом пишут профессиональные высоцковеды, глубоко изучающие подтексты и смыслы произведений Владимира Высоцкого. Более того, чтобы не быть голословным приведу мнение как людей из народа, так и именитого художника о равновеликости гениев. Сегодня в моей статье речь пойдёт о сравнении Поэтов в живописи. На сегодняшний день существует очень много художественных портретов самого Александра Сергеевича. А также довольно много живописных работ , изображающих Владимира Семёновича, несмотря на сравнительно короткий срок, прошедший со смерти народного поэта.
Но самое любопытное, что двух поэтов часто изображают именно вместе. Подчас в ироническо - юмористическом ключе. Например, работа , представленная ниже, именуется "Пушкин и Высоцкий на дружеской ноге" (автор - Равиль Акмаев, Донбасс). Несмотря на шуточное, почти карикатурное изображение образов, обратите внимание на добродушные, дружеские улыбки и объятия двух поэтов. Смотря на картину создаётся впечатление, что два поэта, если бы встретились, могли не только отлично понять друг друга, но и стать добрыми друзьями.
На другой картине поэты представлены более солидно, но всё равно с юмором. Владимир Семёнович поёт под гитару для Александра Сергеевича свою знаменитую сатирическую "Антисказку", созданную на основе знаменитого пушкинского предисловия к "Руслану и Людмиле"( У Лукоморья дуб зелёный..."). При чём на лицах обоих поэтов заметна удовлетворительная улыбка: как будто Высоцкий радуется, что его смог услышать и оценить сам Пушкин, а Александр Сергеевич, в свою очередь, думает: "Во даёт! Так здорово переложить мои стихи!". К сожалению, на просторах Интернета, как не пытался, не смог отыскать имя автора данной, бесспорно, интересной работы. Если кто-то из читателей вдруг знает автора и напишет, буду благодарен.
А что касается третьего произведения, это уж однозначно работа серьёзная. Более того, она абсолютно уникальна тем, что её при жизни смог увидеть и оценить сам Высоцкий, который скромно сам себя Поэтом никогда не величал, тем более, не ставил на один уровень с "солнцем русской поэзии". Хотя Пушкин всегда занимал особое место в жизни и творчестве Высоцкого. И, думаю, для Владимира Семёновича было втройне поразительно и приятно увидеть себя на одном полотне с кумиром.
Картину создал известный, очень талантливый советский и русский художник - Эдуард Николаевич Дробицкий. И мне не хочется по-дилетантски повествовать об этом произведениии самому, когда существует рассказ самого автора о полотне. Автора, замечу, невероятно одарённого в самых разных видах изборазительного искусства. Эдуард Николаевич - живописец, иллюстратор книг, плакатист, художник по костюмам, скульптор, дизайнер, монументальный живописец, архитектор, сценограф, художник-постановщик театра и кино. В общем, действительно, мастер, человек, отлично сведущий в хорошем искусстве. Начиная с 1969 г., удостоен многочисленных наград и премий на Всесоюзных, Всероссийских и Международных биеннале, конкурсах, выставках.
Уже не раз в своих материалах я приводил выдержки о Высоцком из интервью, сделанных замечательным журналистом, публицистом, одним из лучших высоцковедов Марком Цыбульским. Сегодня это будет как раз-таки интервью Эдуарда Дробицкого о работе над картиной "Поэты А.Пушкин и В.Высоцкий". Интервью, кстати, просто на вес золота, так как взято буквально за год до смерти художника.
М.Ц. – Любители живописи знают Вас не только как плакатиста, но и как книжного иллюстратора и живописца. Ну а любителям творчества Высоцкого, естественно, прекрасно знакома Ваша картина "Поэты А.Пушкин и В.Высоцкий". Когда она была написана?
Э.Д. – Таких работ две. Первая из них написана за месяц до смерти Высоцкого. Он её видел. Осенью 1980 года она уже была выставлена на выставке на Малой Грузинской улице в Москве.
М.Ц. – Что Высоцкий сказал, увидев это полотно?
Э.Д. – Он засмеялся, сказал: "Тебе мало, что ли, доставалось? Что же будут говорить пушкиноведы, ты нас поставил с Пушкиным на одну доску". А я ему на это сказал: "Менталитет русского народа никто из поэтов не сформулировал лучше тебя. Даже Пушкин.
"Купола в России кроют чистым золотом,
Чтобы чаще Господь замечал".
Даже Бога дурят! Живут плохо, а купола кроют золотом – вроде, живём хорошо!"
В общем-то, я тоже ожидал нелестных слов. Но, как ни странно, мы оба с Володей не угадали. Все отзывались очень хорошо, и никаких выпадов ни против меня, ни против него не было.Репродукция - на сайте Российской Академии художеств.
М.Ц. – Вы сказали, что таких работ было две. Значит, потом Вы повторили эту картину?
Э.Д. – Да. На первой работе у Пушкина закрыто лицо, чёрной краской замазано. А на лице я написал: "Александр Пушкин". Дело в том, что они мне казались одинаковыми. Если на лице Высоцкого сделать бакенбарды, то они были бы как близнецы. Я сам обалдел, потому и замазал лицо буквально за два часа до выставки.
На выставке Нина Максимовна, мать Володи, спросила меня, зачем я это сделал. Я сказал: "Вы знаете, во-первых, оно мешает восприятию, а во-вторых, Пушкина все знают, а Володю ещё нет. Вот теперь будут знать все".
А вторую работу, которую Вы знаете, я написал позднее, она находится в музее Высоцкого. Там лицо Пушкина открыто. Я писал ту картину к двухсотлетию со дня рождения Пушкина.
М.Ц. – А где теперь первая работа?
Э.Д. – В Дании, в частной коллекции Эрика Брауна. Он купил несколько моих работ – "Грига", "Достоевского", "Пугачёву" и "Пушкина и Высоцкого".
М.Ц. – А когда Вы познакомились с Высоцким?
Э.Д. – Познакомились давно, в конце 1960-х годов. Встречались, выпивали... Володя уже работал на Таганке. Я приезжал после спектакля, забирал их, и мы куда-то ехали веселиться... В нашей компании были Хмельницкий, Шаповалов по прозвищу "Шопен", оператор Лёша Чердынин, который тогда был мужем Ларисы Лужиной, друг Володи Артур Макаров... А потом, уже в 70-е годы, Володя жил в нашем доме. Это же, по сути, дом художников, – Малая Грузинская, дом 28.
М.Ц. – Какие были художественные вкусы и пристрастия Высоцкого?
Э.Д. – Вы знаете, его вкусы шли гораздо выше социалистического реализма, он его так же не признавал, как и мы. У него был круг художников, чьи работы ему очень нравились. Скажем, художник из Киева Вадим Игнатов. Он рисовал людей таких механических, из деталей каких-то, Володя эти работы очень любил. А официальное социалистическое искусство он не любил и не одобрял.
М.Ц. – Владимир Семёнович любил Ваши плакаты?
Э.Д. – Он к ним очень хорошо относился.
М.Ц. – Высоцкий был подкован в художественном отношении?
Э.Д. – Да-да. И не только в живописи. Он прекрасно разбирался в поэзии – и в нашей, и в западной. Интересовался русской философией, знал работы Бердяева, Розанова, Флоренского. Они все тогда были запрещены, но в нашем кругу книги эти ходили. Кто что откопает – этим всегда делились. И думали: ну как могли русские, интеллигенция, не допереть до одной простой вещи! Откройте словарь Даля и прочитайте: "Коммунизм – это политическое учение о праве каждого на чужое". Ну почему никто не прочитал Даля?!
М.Ц. – Каким был Высоцкий в общении?
Э.Д. – Вы знаете, когда он не хотел с кем-то общаться, он сидел и смотрел исподлобья. Вот я его таким и написал – это был его коронный взгляд. Так он смотрел, пока не поймёт, кто это, что за человек. А когда понимал человека, тогда становился совсем другим, расслаблялся, шутить начинал.
Раздражало его, конечно, когда кто-то запанибрата, по плечу хлопает: "Поехали с нами, Володя! И Марину привози!" Ну какому нормальному человеку это понравится?
М.Ц. – Вы были председателем московского комитета художников-графиков на Малой Грузинской (за что и получили художники прозвище "малые грузины"). Очереди в выставочный зал бывали огромные, это я помню. Кажется, там были и выставки фотографии, и на этих выставках экспонировались фотопортреты Высоцкого?
Э.Д. – У меня много фотографий Высоцкого и, в основном, именно с этих выставок. Все фотохудожники состояли в нашем комитете – Плотников, Стернин и другие. И фотографии Высоцкого мы демонстрировали просто великолепные!
Если понравится материал, не забудьте подписаться на "Фан-группу Владимира Высоцкого" по ссылке: