Туризм в кругах широкой общественности - это в первую очередь отдых, смена обстановки. Во-вторых, туризм носит и некоторый образовательный момент - где как не в поезде можно узнать что-то новое для себя и при этом погрузиться в историю в прямом смысле. Но есть еще и оздоровительный эффект. Многие агентства предлагают туры с целью поправки здоровья. Такое направление уже получило стойкое выражение как "медицинский туризм". Дело, надо сказать, очень прибыльное, ведь единственное что нельзя оценить в денежных знаках, так это здоровье.
С 2019 года в системе здравоохранение России под это направление реализуется целый национальный проект - "Развитие экспорта медицинских услуг". Предполагается, что по итогам реализации проекта российские клиники должны превратиться в клинические центры мирового уровня, куда не будет стыдно пригласить и иностранцев для поправки здоровья.
Если говорить объективно, то в России есть (но не много) клиники мирового уровня, а российские врачи не хуже своих зарубежных коллег. Но все же чего-то не хватает в российских реалиях, что позволило бы вывести отечественную медицину на потенциально новый уровень. Давайте разбираться.
Одним из условий любой туристической отрасли является сервис. Любой даже самый грамотный специалист оставит у пациента негативное впечатление если ему нагрубили в регистратуре, или же заставили ходить по кабинетам обирать требуемые документы, отстаивать очереди. Российская частная медицина здесь тоже далека от совершенства, особенно если дело касается претензионной работы - мило улыбаться в ответ на негодование пациента никто не будет. В лучшем случае отошьют, может быть даже выведут из здания вместе с охраной. Над уровнем сервиса российской медицине еще нужно упорно работать. А принцип "Клиент всегда прав" в здравоохранении должен иметь точно такой же смысл как и в других отраслях. Повысить уровень сервиса возможно с помощью конкуренции. Но это не в наших условиях, когда город с населением 250-500 тыс. человек обслуживает всего одна медицинская организация. Делать конкурента в государственной медицине никто не будет, а частная пока еще слаба, чтобы тягаться за пациента. Да и уровень вхождения частных организаций в обязательное медицинское страхование насколько низкий, что конкуренция и борьба за пациента сводится к минимуму.
Другой вопрос - условия оказания помощи. Можно оказывать качественную помощь, что называется в "хлеву", а можно оказывать посредственные медицинские услуги в респектабельных палатах. Найти баланс здесь достаточно трудно. Государственные клиники не могут поддержать тот уровень комфорта, который нужен пациенту. Многие могут сказать, что задача больницы - это вылечить пациента. Тут сразу вспоминается один старый анекдот - "Пациенты делятся на две группы - те, кто лечится, и те, кто жалуется на питание". Однако согласитесь, получать лечение в хороших условиях куда приятнее, да и окружающая обстановка также благотворно влияет на результат лечения. Проблема здесь достаточно застарелая и кроется в хроническом недофинансировании системы ОМС. По идее в тариф ОМС должны быть заложены средства на все - начиная от зарплаты персонала и заканчивая ремонтом помещений. Однако при имеющимся дефиците установленный норматив оплаты может быть сокращен на 30-70%. Вот и получается, что кроме как на зарплату персоналу денег ни на что не хватает, а без должного ухода и вложений материально-техническая база начинает ветшать.
Третий момент - качество персонала. Далеко не секрет, что за рубежом врач - это человек с особой личной ответственностью за результат своего труда. Специалист в курсе того, что в случае ошибки или халатности его могут просто напросто лишить рабочего места и допуска к практике. При этом, обратно заполучить требуемую лицензию на врачебную практику будет очень сложно.
Что же у нас. Ответственность врача незаметна, а наказание за халатность или допущенную ошибку зачастую дальше выговора или лишения премии не выходит. Провинившегося врача наконец могут перевести на другую работу, но только не уволить. После назначения на должность нового Министра здравоохранения РФ М.А. Мурашко на одной из конференций привел ужасающую статистику.
По данным М.А. Мурашко, тяжелые осложнения от неправильных действий медработников ежегодно получают около 70 тыс. человек. «Видно, насколько персонал безграмотно действует в критических ситуациях, не понимают, что делать, где находятся медикаменты», — сказал Министр (более подробно можно ознакомиться здесь).
И это только официальные цифры, которые вошли в статистику. А сколько случаев осталось "за кадром", сколько фактов удалось "замять" на уровне медицинских организаций и региональных министерств здравоохранения? А сколько случаев просто не получили огласки. Думаю цифру, приведенную новым министром можно смело увеличить на порядок. Не 70 тыс., а 700 тыс. Говорить о достоверности этих цифр не приходится просто потому, что статистика не ведется, а что раскрывается уже прошло ни одни руки и было скорректировано в нужном направлении.
Другой момент, вытекающий из качества персонала - это качество выпускников медицинских вузов. Ради интереса введите в поисковике запрос "взятки в медицинских вузах". Образование вместе с здравоохранением всегда занимало особое место на коррупционном поле страны.
Очень интересный материал опубликовала Комсомольская правда. Даже несмотря на то, что он вышел в свет в 2011 году описанные проблемы никуда не исчезли, если не усугубились. То, что поступают в ВУЗы за деньги, это далеко не секрет. Но и дальше ведь поступившие таким способом продолжают учиться тоже за деньги. Преподаватели в большинстве случаев и не стремятся передать свой опыт и знания, ведь в этом случае на прибавку к зарплате в конце семестра можно и не рассчитывать. Каких специалистов можно получить на выпуске можно только догадываться.
Другая проблема - это разнообразие медицинских вузов и кафедр. Разве что в институте нефти и газа не готовят медиков, а политехнические вузы многих регионов уже давно обзавелись медицинскими кафедрами или институтами. Что можно ожидать от подготовки специалистов в таких учебных заведениях, без традиций и достойной материально-технической базы.
И последнее, высокая нагрузка на врача. Врач кроме своей работы должен изучать новую литературу, посещать лекции и мастер-классы, участвовать в конференциях. Однако в условиях дефицита персонала повышение квалификации отходит на второй план. Работающим на 1,5 - 2, а то и более ставки врача никого не удивить сейчас.
В конце 2019 года в медицинской социальной сети "Доктор на работе" проводился опрос на тему врачебных ошибок. По результатам опроса чрезмерные нагрузки главной причиной врачебных ошибок назвали 35% респондентов, неправильную организацию системы здравоохранения — 34%. Первая причина, вероятно, является следствием второй. Итого имеем, что в 69% случаев ошибки врачей вызваны банальной нагрузкой.
И вот краткий итог - проект ,который должен закончиться ошеломительным результатами в 2024 году уже сейчас, на самом старте, вызывает только грустные эмоции. Не построить в приказном порядке медицину нового поколения. А вся задумка будет просто обычным спусканием бюджетных денег. На пустом месте не построить здравоохранение Израиля или Германии, тем более за 6 лет, из которых первый год уже прошел безрезультатно.