Найти в Дзене
Жанна Знакомая

К-ИН БОГОМОЛОВ: «Я СЧИТАЮ, ЧТО ЧЕЛОВЕКУ НЕ НУЖНЫ КАКИЕ-ТО КНИГИ...»

Советский Союз по праву считался самой читающей страной. За книги люди шли на многое — сдавали макулатуру, стояли в очередях ночами, платили втридорога перекупщикам. Блеснуть знанием литературы, к месту вставить подходящую цитату, считалось признаком хорошего образования и воспитания. Литературой признавалась мировая классика. Беллетристика, вроде однодневных любовных романов и детективов, в расчет не бралась. Их, конечно, читали тоже, но не придавали этому значения. Так, легкое чтение на бегу, вроде журнального чтива. Практически в каждом районе были бесплатные библиотеки и читальные залы, в школах и на предприятиях — литературные кружки, в квартирах — наполненные книжные полки и шкафы. Стоит ли удивляться, что советские люди считались еще и самыми образованными в массовом эквиваленте. С исчезновением Союза ушел и интерес к книгам. Одним из немногих, кто все время пытался приучить молодежь к литературе, был Михаил Задорнов. Он создал собственную библиотеку, прививал хо

Советский Союз по праву считался самой читающей страной. За книги люди шли на многое — сдавали макулатуру, стояли в очередях ночами, платили втридорога перекупщикам. Блеснуть знанием литературы, к месту вставить подходящую цитату, считалось признаком хорошего образования и воспитания. Литературой признавалась мировая классика. Беллетристика, вроде однодневных любовных романов и детективов, в расчет не бралась. Их, конечно, читали тоже, но не придавали этому значения. Так, легкое чтение на бегу, вроде журнального чтива.

Практически в каждом районе были бесплатные библиотеки и читальные залы, в школах и на предприятиях — литературные кружки, в квартирах — наполненные книжные полки и шкафы.

-2

Стоит ли удивляться, что советские люди считались еще и самыми образованными в массовом эквиваленте.

С исчезновением Союза ушел и интерес к книгам.

Одним из немногих, кто все время пытался приучить молодежь к литературе, был Михаил Задорнов.

-3

Он создал собственную библиотеку, прививал хороший вкус. Однажды даже заявил: «Я буду вам платить за чтение хороших книг!»

Многие известные личности солидарны с мнением Михаила Задорного о значении книг.

Но сегодняшние выдвиженцы от культуры придерживаются иной точки зрения.

Константин Богомолов, театральный режиссер, поэт — как его называют, недавно высказался совершенно определенно в интервью журналисту Юлиане Качановой:

«Мне абсолютно не интересно говорить о «важных», «вечных», «значимых» книгах. Я считаю, что человеку, для того, чтобы его считали образованным, не обязательно нужны какие-то книги. Интеллект, философия и поведение человека, хорошее оно или плохое, формируются не литературой или произведениями искусства — это заложено в него генетически».

Я согласна, что для господина Богомолова не существует кумиров в литературе. Он последователен в своих суждениях. И фекалии его спектаклей лезут из него генетически. Поскольку он не считает искусство элементом, формирующим личность, то его постановки и не несут никакого образовательного и воспитательного эффекта, а исключительно зрелищную, шокирующую феерию, не возбуждающую желания прочесть первоисточник.

Так кто же прав? Как вы считаете? Нужны людям хорошие (по определению того же Задорного) классические книги или сдадим их в макулатуру?

И в конце, послесловием, хочется добавить мнение Владимира Высоцкого, напомнив отрывок его стихотворения:

... Детям вечно досаден их возраст и быт,
И дрались мы до ссадин, до смертных обид,
Но одежды латали нам матери в срок,
Мы же книги глотали, пьянея от строк.

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фраз.
И кружил наши головы запах борьбы,
Со страниц пожелтевших слетая на нас...

... Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал.