Многие музеи и частные коллекционеры имеют в своих собраниях клинковое оружие, рукояти которого сделаны из камня. На самых богатых образцах камень мог инкрустироваться серебром или золотом. Каменные рукояти встречаются на оружии, сделанном в Индии, Китае, Средней Азии. Но особенное место каменные рукояти заняли в Китае, в древней культуре которого к камню сформировалось особое отношение. Как правило, для изготовления рукоятей использовался нефрит - полудрагоценный камень, который у китайцев считается "камнем жизни" и ценился в свое время даже выше серебра и золота. Даже добыча его строго контролировалась. Первый русский исследователь Китая Н. Бичурин писал об этом в 1829 году в "Описании Чжуньгарии и Восточного Туркистана в древнем и нынешнем состоянии" так: "Здесь в реке Юрункаше добывают яшмовые камни (в этот период нефрит ошибочно переводили яшмой - ИО), из которых большие бывают величиною с блюдо, а малые с кулак или грушу. Случается, что один кусок весит от 3 до 400 гинов (1 гин ок. 600 г - ИО). Сии камни неодинакового цвета. Белые как снег, темнозеленые как мурава, желтые как воск, красные как киноварь и темные как туш почитаются превосходными. Белейшие с красными крапинами, и темнозеленые с сквозными золотыми полосами, бывают еще реже. Дно реки покрыто камнями различной величины, между которыми и яшмовые находятся. Достают их со дна реки таким образом: вдали от берега становится один чиновник, а подле самого берега один Офицер из гарнизона для надзора. От 20 до 30-ти искусных Туркистанских водолазов становятся поперег реки цепью один подле другого, и ступают по камням голыми ногами. Как скоро попадется яшмовый камень, то Туркистанец узнает его, наступив ногою, и, согнувшись, вытаскивает оный и бросает на берег. Солдат бьет один раз в медный таз, а офицеры ставят на бумаге красную точку. По выходе водолазов из реки требуют от них камней по числу точек".
Нефрит был достаточно прочен к расколу, поэтому широко использовался для изготовления разнообразных изделий, включая и рукояти для клинкового оружия. Тот же Н. Бичурин писал: "в Кашгаре ткут парчи, атласы и разные другие шелковые материи, тянут пряденое золото и серебро. В сем городе находятся искусные мастера золотых дел и чисто полируют нефритовые изделия. В Аксу также хорошо отделывают нефритовые вещи; узды и седла из замши развозят отсюда по всему Тюркистану, а сабельные клинки, топоры и нефритовые ножные черенки считаются превосходными". Впрочем, занимались обработкой нефрита мастера-мусульмане.
Рукоять монтировалась на клинок способом, принятым в Индии: при помощи специальной мастики из смеси органических смол и клея. В торце рукояти вырезается паз, соответствующий по размерам и форме хвостовику клинка, после чего заполняется разогретым мастичным составом, в который вставляется хвостовик клинка. После отвердевания состава клинок скрепляется с рукоятью. Как представляется, "индийский" способ позволяет предполагать, что и мода на каменные рукояти также имеет индийские корни.
Однако, прочность оружия, рукоять и клинок которого скреплялись мастикой, была хуже, чем прочность оружия, рукоять и клинок которого крепились заклепками, расклепом или гайками. Так, например, при испытаниях казачьей шашки нового образца, у которой головка крепилась "цементным составом", ударом, рукоять разлетелась на куски прямо в руках испытателя (не спасла даже заклепка, которая дополнительно крепила головку). Непрочность крепления рукояти на мастику быстро поняли и афганцы, которые стали дополнительно крепить рукоять, смонтированную "по-индийски" заклепкой, ставившейся на гарду (индийцы тоже довольно быстро добавили такую же заклепку). Да и сами каменные рукояти оценивались европейцами как хотя и красивые, но совершенно негодные для боя. Так, поручик Максимов, работавший на Златоустовской фабрике, писал в 1857 году в статье "О распознании достоинства холодного оружия", что каменные рукояти "по причине их ломкости, ежели оружие назначается не исключительно для украшения кабинетов, советуем избегать, или насаживать такие ручки только на кинжалы; для сего рекомендуем орлец, дендрит, яшмы калкановскую и аушукульскую. Каменные ручки, особенно с резьбою, на смотря на малую прочность, бывают при том и очень дороги". Следует отметить, что именно на кинжалах каменные рукояти встречаются чаще всего. И как правило, это очень дорогие изделия, которые не предназначались для боя.
О саблях с рукоятями из кораллов эрцгерцога Фердинанда II (1560) вы можете прочитать здесь.
Об оружейных шедеврах мастера Бушуева вы можете прочитать здесь.
Если Вам понравилась статья, подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репости в соцсетях! Спасибо!