Найти тему

Нефритовые и яшмовые рукояти на клинковом оружии: сувенирка или для боя?

Рукоять индийского кинжала (XVIII - XIX вв) из коллекции Metropolitan museum.
Рукоять индийского кинжала (XVIII - XIX вв) из коллекции Metropolitan museum.

Многие музеи и частные коллекционеры имеют в своих собраниях клинковое оружие, рукояти которого сделаны из камня. На самых богатых образцах камень мог инкрустироваться серебром или золотом. Каменные рукояти встречаются на оружии, сделанном в Индии, Китае, Средней Азии. Но особенное место каменные рукояти заняли в Китае, в древней культуре которого к камню сформировалось особое отношение. Как правило, для изготовления рукоятей использовался нефрит - полудрагоценный камень, который у китайцев считается "камнем жизни" и ценился в свое время даже выше серебра и золота. Даже добыча его строго контролировалась. Первый русский исследователь Китая Н. Бичурин писал об этом в 1829 году в "Описании Чжуньгарии и Восточного Туркистана в древнем и нынешнем состоянии" так: "Здесь в реке Юрункаше добывают яшмовые камни (в этот период нефрит ошибочно переводили яшмой - ИО), из которых большие бывают величиною с блюдо, а малые с кулак или грушу. Случается, что один кусок весит от 3 до 400 гинов (1 гин ок. 600 г - ИО). Сии камни неодинакового цвета. Белые как снег, темнозеленые как мурава, желтые как воск, красные как киноварь и темные как туш почитаются превосходными. Белейшие с красными крапинами, и темнозеленые с сквозными золотыми полосами, бывают еще реже. Дно реки покрыто камнями различной величины, между которыми и яшмовые находятся. Достают их со дна реки таким образом: вдали от берега становится один чиновник, а подле самого берега один Офицер из гарнизона для надзора. От 20 до 30-ти искусных Туркистанских водолазов становятся поперег реки цепью один подле другого, и ступают по камням голыми ногами. Как скоро попадется яшмовый камень, то Туркистанец узнает его, наступив ногою, и, согнувшись, вытаскивает оный и бросает на берег. Солдат бьет один раз в медный таз, а офицеры ставят на бумаге красную точку. По выходе водолазов из реки требуют от них камней по числу точек".

Китайский меч (XIX в.) из коллекции Metropolitan museum.
Китайский меч (XIX в.) из коллекции Metropolitan museum.

Нефрит был достаточно прочен к расколу, поэтому широко использовался для изготовления разнообразных изделий, включая и рукояти для клинкового оружия. Тот же Н. Бичурин писал: "в Кашгаре ткут парчи, атласы и разные другие шелковые материи, тянут пряденое золото и серебро. В сем городе находятся искусные мастера золотых дел и чисто полируют нефритовые изделия. В Аксу также хорошо отделывают нефритовые вещи; узды и седла из замши развозят отсюда по всему Тюркистану, а сабельные клинки, топоры и нефритовые ножные черенки считаются превосходными". Впрочем, занимались обработкой нефрита мастера-мусульмане.

Рукоять монтировалась на клинок способом, принятым в Индии: при помощи специальной мастики из смеси органических смол и клея. В торце рукояти вырезается паз, соответствующий по размерам и форме хвостовику клинка, после чего заполняется разогретым мастичным составом, в который вставляется хвостовик клинка. После отвердевания состава клинок скрепляется с рукоятью. Как представляется, "индийский" способ позволяет предполагать, что и мода на каменные рукояти также имеет индийские корни.

Индийский кинжал (XVIII в.) из собрания Эрмитажа.
Индийский кинжал (XVIII в.) из собрания Эрмитажа.

Однако, прочность оружия, рукоять и клинок которого скреплялись мастикой, была хуже, чем прочность оружия, рукоять и клинок которого крепились заклепками, расклепом или гайками. Так, например, при испытаниях казачьей шашки нового образца, у которой головка крепилась "цементным составом", ударом, рукоять разлетелась на куски прямо в руках испытателя (не спасла даже заклепка, которая дополнительно крепила головку). Непрочность крепления рукояти на мастику быстро поняли и афганцы, которые стали дополнительно крепить рукоять, смонтированную "по-индийски" заклепкой, ставившейся на гарду (индийцы тоже довольно быстро добавили такую же заклепку). Да и сами каменные рукояти оценивались европейцами как хотя и красивые, но совершенно негодные для боя. Так, поручик Максимов, работавший на Златоустовской фабрике, писал в 1857 году в статье "О распознании достоинства холодного оружия", что каменные рукояти "по причине их ломкости, ежели оружие назначается не исключительно для украшения кабинетов, советуем избегать, или насаживать такие ручки только на кинжалы; для сего рекомендуем орлец, дендрит, яшмы калкановскую и аушукульскую. Каменные ручки, особенно с резьбою, на смотря на малую прочность, бывают при том и очень дороги". Следует отметить, что именно на кинжалах каменные рукояти встречаются чаще всего. И как правило, это очень дорогие изделия, которые не предназначались для боя.

Среднеазиатский кинжал (XIX в.) из собрания Эрмитажа.
Среднеазиатский кинжал (XIX в.) из собрания Эрмитажа.

О саблях с рукоятями из кораллов эрцгерцога Фердинанда II (1560) вы можете прочитать здесь.

Об оружейных шедеврах мастера Бушуева вы можете прочитать здесь.

Если Вам понравилась статья, подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репости в соцсетях! Спасибо!