Найти тему
La vie est belle

Клара Жозефина Вик Шуман: вундеркинд, женщина и муза эпохи романтизма.

Оглавление

Великолепная пианистка  Клара Жозефина Вик Шуман
Великолепная пианистка Клара Жозефина Вик Шуман

Клара Жозефина Вик Шуман - выдающаяся пианистка эпохи романтизма. С 11 лет свободно выступала на публике и закончила свою концертную деятельность лишь в 71 год.

За свою насыщенную жизнь показала себя абсолютно разносторонней личностью.

В профессиональной сфере создала множество своих собственных произведений, имела выдающихся учеников, бесконечно совершенствовала свое мастерство игры на инструменте ( играя произведения именитых композиторов), поддерживала доброе имя своего супруга (обязательно включая его произведения в свои концерты и обучая других его мелодиям).

Она давала свои концерты не только в родной Германии, но и по всей Европе. В России же прославленная пианистка выступала для царской семьи в 1844 году в Санкт-Петербурге и Москве.

Ее социальная роль - роль матери восьмерых (!) детей и заботливой жены прошла не без трудностей.

Но как и любой экзамен в жизни - Клара прошла его достойно.

Между Кларой и ее семейным счастьем с Робертом Шуманом встало несколько проблем: полная финансовая необеспеченность Роберта, его болезнь ( воспаление сухожилий безымянного пальца правой руки и как следствие, невозможность играть на фортепьяно ) и отказ на брак ее отца.

Роберт и Клара Шуман
Роберт и Клара Шуман

Клара была женщиной с железным характером и не побоялась идти против воли обожаемого ею родителя . Она подала документы в суд Лейпцига с заявлением либо обязать Вика через суд согласиться с ее запланированным браком, либо примириться и официально дать свое согласие.

Под натиском дочери Фридрих Вик все же согласился и даже финансово спонсировал музыкальный журнал зятя Neue Zeitschrift für Musik .

Роберт и Клара повенчались (12 сентября 1840 года) совсем скромно, в деревенской церкви Шёнефельда.

Фридрих Вик
Фридрих Вик
Выпуск от 30 апреля 1850 года
Выпуск от 30 апреля 1850 года

Сложности после вступления брак не были окончены.

Роберт был старше на 9 лет, имел деспотичный характер и боялся потерять свою жену до безумства. Он надеялся, что большим количеством детей привяжет ее к себе, дому, и она будет играть произведения, выбранные им или прекратит концертную деятельность вовсе.

Поэтому, у Шуманов родилось 8 детей: Мария (1841—1929), Элиза (1843—1928), Юлия (1845—1872), Эмиль (1846—1847), Людвиг (1848—1899), Фердинанд (1849—1891), Евгения (1851—1938) и Феликс (1854—1879).

После смерти Роберта Шумана (страдал продолжительным психическим заболеванием, но умер от воспаления легких) Клара и дети разъехались по разным городам: Мария и Элиза отправились в Лейпциг, Юлия — в Берлин, Людвиг(вскоре постиг тот же психический недуг, что и отца) и Фердинанд — в Бонн; только Евгения и Феликс остались с ней.

Слева: Людвиг, Элиза, Феликс, Мари, Фердинанд, Евгения. Фотография 1853 года
Слева: Людвиг, Элиза, Феликс, Мари, Фердинанд, Евгения. Фотография 1853 года

Муза и почитатель талантов Иоганнеса Брамса.

Своей красотой и талантом Клара пленила Иоганесса Брамса, который был на 14 лет ее моложе.

Они познакомились в 1853 году, а в 1854 тяжело заболевает Роберт. Единственным кормильцем большой семьи полностью становится Клара. Она оплачивает не только бытовые нужды, но и высококлассную психлечебницу для Шумана. Роберту часто казалось, что он безвестен, а его талант затмила молодая жена.

После серии попыток самоубийства,страшных сцен истерик при детях и близких друзьях, он просит Клару поместить его в лечебницу. А так же просит сохранить его наследие, доброе имя и после его смерти не выходить замуж повторно.

-6

Во время болезни мужа, Клара держит дистанцию между собой и нежно влюбленным в нее Брамсом. Она ведет с ним переписку, постепенно приближая его к себе, но по общей договоренности они уничтожат все письма с 1854-1858, чтобы ничто не могло омрачить ни ее доброго имени, ни уважения к больному Роберту.

Клара же выполняет данный уговор не до конца и оставляет на память о чистой любви Иоганнеса к себе несколько его писем. Близкие друзья знают о нежной привязанности и благодарности к Брамсу, но не более.

В письмах Иоганнес трепетно говорит о надежде перейти с Кларой на "ты", ценит ее как друга и наконец, в 1856 после смерти Роберта прямо пишет ей о своих чувствах :

Meine geliebte Clara, ich möchte, ich könnte dir so zärtlich schreiben, wie ich dich liebe, und so viel Liebes und Gutes tun, wie ich dir’s wünsche. Du bist mir so unendlich lieb, dass ich es gar nicht sagen kann. In einem fort möchte ich dich Liebling und alles mögliche nennen, ohne satt zu werden, dir zu schmeicheln. […] Deine Briefe sind mir wie Küsse.

" Моя любимая Клара, я хотел бы, я мог бы писать тебе так нежно, как я люблю тебя. Ты настолько бесконечно дорога мне, что я не могу описать это словами. Беспрерывно я хотел бы называть тебя любимой и всеми возможными [словами], не насыщаясь, льстить тебе. […] Твои письма мне как поцелуи".

Известно, что Брамс некоторое время жил вместе с Кларой в дюссельдорфской квартире. Весьма редко он сопровождал её на гастролях. По его записям, он часто хотел быть подле нее, но не решался.

Ответных писем Клары не сохранилось, но в 1858 встречи с Иоганнесом становятся все реже и сходят на нет. Инициатором разрыва стала Клара, которая сдержала обещание данное Роберту - более не становиться ничьей женой кроме него.

Она осознавала важность наследия, оставленного ее мужем, поддерживала правила, установленные им в семье, а так же продолжала играть его лучшие произведения. Так и не став для Брамса чем то больше, чем первой музой и яркой привязанностью.

Исполняемые произведения при жизни:

Концерты для фортепиано с оркестром

В алфавитном порядке композитор, и затем год(ы) исполнения Кларой:

  • Бах, И. С. Концерт ре минор для фортепиано № 3, BWV 1063, 1844
  • Бетховен, «Император» Концерт № 5, 1844; 1855; 1862; . 1865, Лондон; Концерт № 4, 1846; Концерт № 3, 1868
  • Брамс, Первый концерт, 1861г
  • Шопен, первый концерт, финал, 1833; Второй концерт 1834, 1840
  • Мендельсон, второй концерт, 1856; 1869
  • Моцарт, Концерт №. 20 ре минор, 1857; Концерт № 24 c-moll 1863; Концерт № 10 для двух фортепиано, 1883
  • Шуман, Клара, её первый концерт 1835, Мендельсон дирижирует оркестром. Гевандхаус Лейпциг
  • Роберт Шуман, Концерт ля минор. 1 января 1846; 1866

Клара также играла концерты менее известных композиторов в настоящее время: Адольф фон Хенсельт (1837, 1844), Игнац Мошелес (1831), и Бернард Шольц (1875)

Трио (для скрипки, виолончели и фортепиано)

  • Уильям Беннетт Стерндэль, соч. 26, 1867
  • Брамс, третье трио, 1887
  • Мендельсон, первое трио, 1843; Второе трио, 1860
  • Шуберт, первое трио, 1849
  • Шуман, Клара, трио соль минор, соч. 17, 1846
  • Шуман, Роберт, первое трио, соч. 63, 1849; Второе трио, соч. 80, 1851; Третье трио 1852

Фортепиано квартеты (скрипка, альт, виолончель, фортепиано)

  • Брамс. Первый квартет, соч. 25, 1861, на премьере; второй квартет, соч. 26, 1861 1865; 1866
  • Фортепианный квартет Роберта Шумана 1844, 1849

Фортепианные квинтеты (струнный квартет и фортепиано)

  • Фортепианный квинтет Брамса, соч. 34, 1880
  • Фортепианный квинтет Роберта Шумана, соч. 44, 1843, на премьере

Собственные сочинения:

Оркестровая и камерная музыка

  • Концерт для фортепиано op.7 (1833—1836) a-moll
  • Фортепианное трио op.17 (1846) g-moll
  • Концерт для фортепиано (1847) f-moll
  • Три романса (D-dur, g-moll, B-dur) (1853)

Сочинения для фортепиано

  • Четыре полонеза op.1 (1829—1830) E-dur, C-dur, D-dur, C-dur.
  • Этюд (раннее) A-dur (1830-е)
  • Каприсы в форме вальса op.2 (1830—1832)
  • Романс op.3 (1830—1831) C-dur
  • Романтические вальсы op.4 (1835)
  • Четыре характеристические пьесы op.5 (1833—1836). Экспромт. Каприс. Романс. Фантастическая сцена.
  • Музыкальные вечера op.6 (1834—1836). Токкатина. Баллада. Ноктюрн. Полонез. 2 мазурки.
  • Концертные вариации на тему каватины Пирата op.8 (Беллини) 1837
  • Воспоминания о Вене. Экспромт для фортепиано op.9 (1838)
  • Скерцо d-moll op.10 (1838)
  • Три романса. e-moll, g-moll, A-dur op.11 (1838—1839)
  • Шесть песен в сопровождении фортепиано op.13 (1840)
  • 12 стихотворений Ф.Рюкерта «Весна любви» для голоса и фортепиано (Клара и Роберт Шуман). Op.12. № 2, 4, 11 — авторство Клары Шуман (1841)
  • Скерцо c-moll op.14 (1841)
  • Четыре беглых пьесы F-gur, a-moll, D-dur, G-dur op.15 (1840—1844?)
  • Соната g-moll (1841—1842)
  • Экспромт E-dur (1884)
  • Три прелюдии и фуги g-moll, B-dur, d-moll op.16 (1845)
  • Прелюдия и фуга f-moll (1845)
  • Прелюдия e-moll (1845)
  • Вариации на темы Роберта Шумана. а-moll op. 20 (1853)
  • Три романса a-moll, F-dur, g-moll op.22 (1853—1855)
  • Романс a-moll (1853)
  • Романс b-moll (1856)
  • Марш (1879)

Сочинения для голоса

  • «Вечерняя звезда» (начало 1830-х гг.)
  • Вальс (1833) стихи J. Lyser
  • Три песни на стихи F. Rückert (1841)
  • Народная песня (1840) стихи H. Heine
  • «Спокойная ночь» на стихи F. Rückert (1841)
  • Шесть песен на стихи немецких поэтов (1840—1843)
  • «Лорелея» на стихи H. Heine (1843)
  • «Печаль расставаний» на стихи F. Rückert (1843)
  • «О, ты, моя звезда» на стихи F. Serre (1846)
  • «Когда они расстались» на стихи F. Serre (1846)
  • Три смешанных хора (1848)