Найти тему

Уральское рукоделие. Бажов П.П. "Малахитовая шкатулка". Ч. 5

Начало здесь

Щедро одарена земля уральская природными богатствами. Чего там только нет: и камни самоцветные, и металлы различные, и даже золото с серебром попадается. Но еще богаче Урал талантами разнообразными. Камнерезы и кружевницы, литейщики и вышивальщицы искусные, горные старатели, про которых говорят, что они «землю на аршин вниз видят».

Часть 5. Хрустальный лак

Тагильский расписной лаковый поднос
Тагильский расписной лаковый поднос

Есть среди уральских мастеров и живописцы искусные. Причем не простые, а по металлу. Создают такие мастера подносы и шкатулки красоты и красочности невиданной. А еще владеют секретом особого лака, который прозрачен, как хрусталь, и прочен, как железо. Именно о нём рассказал П.Бажов в своем сказе «Хрустальный лак».

После Никоновской церковной реформы представители старообрядческой церкви вынуждены были бежать куда подальше от центра и царских прислужников. Вот и бежали в глухие места: на Урал, в Сибирь, на Ветку. Перебирались целыми семьями (а семьи были очень многочисленные) и, соответственно, уносили с собой секреты мастерства. А мастеров искусных среди старообрядцев было много.

В результате такого переселения оказалась в городе Тагиле семья художников Худояровых.

Исаак Федорович и Василиса Михайловна Худояровы. Не первое поколение, но они еще владели секретом "хрустального лака"
Исаак Федорович и Василиса Михайловна Худояровы. Не первое поколение, но они еще владели секретом "хрустального лака"

Вот они-то и владели секретом «хрустального лака». «А лак такой, что через него все до капельки видно, и станет рисовка либо картинка как влитая в железо. Глядишь и не поймешь, как она туда попала. И держится крепко. Ни жаром, ни морозом ее не берет. Коли случится какую домашнюю кислоту на поднос пролить либо вино сплеснуть — вреда подносу нет. На что едучие настойки в старину бывали, от тех даже пятна не оставалось. Паяльную кислоту, коей железо к железу крепят, и ту, сказывают, доброго мастерства подносы выдерживали. Ну, конечно, ежели царской водкой либо купоросным маслом капнуть — дырка будет. Тут не заспоришь, потому как против них не то что лак, а чугун и железо выстоять не могут».

Тагильский лаковый поднос
Тагильский лаковый поднос

Хозяева завода Демидовы, прекрасно понимая ценность такого мастерства, создали в Тагиле художественную школу, в которой мальчиков обучали искусству росписи металлических подносов. Позже в эту школу стали принимать и девочек.

Инструменты для изготовления подносов для росписи
Инструменты для изготовления подносов для росписи

Сами подносы тоже были своего рода произведением искусства. Прессов для выдавливания форм тогда не существовало. Поэтому подносы делали двумя способами: собирали из отдельных частей (донце, бортики, ручки) или выковывали (выколачивали) вручную.

Роспись тоже заслуживала отдельного внимания. Расписывали красками из минералов по позолоте, процарапывали нанесенные краски до золотого слоя, чтобы получился тонкий золотой узор по цветному слою (цырь), использовали двухцветное «маховое» письмо, когда на кончик кисти набирали одновременно две краски, одна из которых обязательно белая, и взмахами рисовали лепестки цветов и листики.

А вот секрет лака так и оставался в семье мастеров Худояровых. Не один раз предпринимались попытки купить секрет или вызнать его любыми путями. О таких попытках тоже рассказывает П.Бажов. «И вот объявился в здешних местах вроде, сказать, проезжающий барин из немцев. Птаха, видать, из больших. От заводского начальства ему все устроено, а урядник да стражники чуть не стелют солому под ноги тому немцу… В мастерских покупал немец поделку, всяко ее нахваливал, а больше того допытывался, как такой лак варят.

Мастера, как на подбор, из староверов были. Сердить урядника им не с руки, потому — он может прижимку по вере подстроить. Мастера, значит, и старались мяконько отойти: со всяким обхождением плели немцу околесицу. И так надо понимать, — спозаранку сговорились, потому — в одно слово у них выходило.

Дескать, так и так, варим на постном масле шеллак да сандарак. На ведро берем одного столько-то, другого — столько да еще голландской сажи с пригоршни подкидываем. Можно и побольше — это делу не помеха. А время так замечать надо. Как появится на масле первый пузырь, читай от этого пузыря молитву исусову три раза, да снимай с огня. Коли ловко угадаешь, выйдет лак слеза-слезой, коли запозднишься либо заторопишься — станет сажа-сажей… Немец все составы записал, с тем и уехал… Только вскорости объявился в Тагиле опять приезжий. Этот вовсе другой статьи. Вроде как из лавочных сидельцев, кои навыкли всякого покупателя оболгать да облапошить. Смолоду, видно, на нашей земле топчется». Но уральские мастера тоже были не лыком шиты, и уехал очередной «дознатчик» ни с чем. Не продаются секреты семейные на сторону. «Неуж у меня совесть подымется свое родное немцу продать. Другой, поди-ко, интерес имею. Того немца обманно тележным лаком спровадили, а этого мне охота в таком виде домой пустить, чтоб в башке угар, а в кошельке хрусталь. Тогда, небось, другим неповадно будет своим нюхтилом в наши дела соваться».

К сожалению, секрет «хрустального лака» утерян навсегда. Хоть и известны его компоненты: копал (смола тропических деревьев из Африки и Южной Америки), льняное или конопляное масло, терпентин (живица хвойных деревьев), растворенная в скипидаре. Два последних компонента достаточно просты в получении. А вот как быть с копалом? Не встречается он в наших местах. Немного поискав в интернете, я узнала, что на Урале есть месторождения янтаря, который, как и копал, по своей сути тоже смола (не о нём ли в сказе «Солнечный камень» из сборника П.Бажова говорит Садык Сандугач?).

Янтарь растворяется в льняном масле. Почему бы не предположить, что Худояровы использовали в своем лаке раствор янтаря в льняном масле. А если принять во внимание тот факт, что некоторые исследователи считают родиной семьи Худояровых Поморье, то использование янтаря в семейном рецепте становится полностью логичным и оправданным.

Я никоим образом не претендую на роль создателя новой теории, но ведь в рамках своей публикации я имею право на любые версии, даже самые фантастические.

В заключение очень хочется сказать следующее. Ремесел, или по-другому рукоделий существует много. Часть из них частично утрачена, часть восстановлена современными умельцами, а часть дошла до нас в первозданном виде. Сборник П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка» воскрешает для нас даже те, которыми сегодня вряд ли кто-то будет заниматься (например, асбестовое кружево из-за его опасности для здоровья). Давайте же будем с уважением относиться к тем, кто занимается любым рукоделием, делая нашу жизнь красивее, радостнее, праздничнее.

Если вам было интересно, и хочется прочитать еще что-то подобное, подписывайтесь на канал и ставьте лайк.