Найти в Дзене
История России

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.

Экономический кризис 1812—1815 гг. Отечественная война и Заграничные походы русской армии стали серьёзным испытанием для экономики России. Общая сумма материальных убытков за эти годы составила 1 млрд рублей. Это была астрономическая сумма, если учесть, что годовые доходы государства не превышали обычно 100 млн рублей. Разорёнными оказались западные районы страны, наиболее пострадавшие от войны. От окончательного экономического краха Россию спасли тарифный устав, подготовленный Сперанским ещё в 1810 г. (он обеспечил преобладание вывоза товаров над их ввозом в страну), и денежная помощь Англии. Тяжёлым бременем стали и заботы по восстановлению разрушенных городов, в первую очередь Москвы. Правительство выплачивало жителям пострадавших городов специальные пособия, сумма которых в общей сложности составила 15 млн рублей. «Континентальная блокада», а затем и война нанесли самый тяжёлый удар по основе российской экономики — крестьянскому хозяйству. Помещики в свою очередь стремились воспо

Экономический кризис 1812—1815 гг. Отечественная война и Заграничные походы русской армии стали серьёзным испытанием для экономики России. Общая сумма материальных убытков за эти годы составила 1 млрд рублей. Это была астрономическая сумма, если учесть, что годовые доходы государства не превышали обычно 100 млн рублей. Разорёнными оказались западные районы страны, наиболее пострадавшие от войны.

От окончательного экономического краха Россию спасли тарифный устав, подготовленный Сперанским ещё в 1810 г. (он обеспечил преобладание вывоза товаров над их ввозом в страну), и денежная помощь Англии. Тяжёлым бременем стали и заботы по восстановлению разрушенных городов, в первую очередь Москвы. Правительство выплачивало жителям пострадавших городов специальные пособия, сумма которых в общей сложности составила 15 млн рублей. «Континентальная блокада», а затем и война нанесли самый тяжёлый удар по основе российской экономики — крестьянскому хозяйству. Помещики в свою очередь стремились восполнить свои убытки за счёт нажима на крестьян. Всё это вело к упадку крестьянских хозяйств. Необходимо было принять срочные меры для выведения экономики страны из кризисного состояния. Александр I и другие наиболее дальновидные представители власти понимали, что коренное улучшение возможно лишь при решении крестьянского вопроса, прежде всего необходимо было ограничить и отменить крепостное право.

Отмена крепостного права в Прибалтике. Полигоном для проведения этой реформы стали западные губернии страны. В 1811 г. немецкие помещики Прибалтики обратились к царю с предложением освободить их крестьян от крепостной зависимости, но земли им при этом не давать. В 1816 г. Александр I утвердил закон о полной отмене крепостного права в Эстляндии при сохранении земель за помещиками. В 1818—1819 гг. такие же законы были приняты в отношении крестьян Курляндии и Лифляндии.

Проект Аракчеева об отмене крепостного права. Военные поселения. Вскоре о желании подобным же образом решить крестьянский вопрос стали заявлять помещики белорусских, псковских, петербургских и пензенских земель. Император дал секретное указание о разработке общероссийской крестьянской реформы. Поручил он это человеку совершенно неожиданному, ближайшему к нему в то время чиновнику — генералу А. А. Аракчееву. Однако такое решение могло показаться странным лишь на первый взгляд. Аракчеев был известен успешным ведением хозяйства в своём имении Грузино (Новгородская область). Ему удалось создать там крупное хозяйство, ориентированное на рынок. Аракчеев открыл для крестьян Заёмный банк, выдававший ссуды на постройку домов, покупку скота. Поощрял он и предпринимательство своих селян. Правилом стало оказание помощи беднякам. Однако методы создания образцового хозяйства были жёсткими: крестьяне строго наказывались за малейшее нарушение и бесхозяйственность. Прибыль от имения была настолько велика, что большие деньги направлялись на постройку дорог, храмов и каменных домов для крестьян, создание парков, конных заводов. В 1810 г. Грузино посетил Александр I, который был просто изумлён результатами, достигнутыми Аракчеевым.

Алексей Андреевич Аракчеев (1769—1834) родился в семье небогатого помещика. После окончания Артиллерийского и Инженерного корпуса служил при дворе Павла в Гатчине. В 1808—1810 гг. Аракчеев занимал пост военного министра и немало сделал для укрепления русской армии, особенно артиллерии. С 1815 г. фактически руководил Государственным советом и деятельностью министерств. Аракчеев отличался безупречной честностью: огромные суммы, проходившие через его руки, не «прилипали» к ним. Это был исполнительный чиновник, написавший на своём гербе: «Без лести предан». Правда, будучи человеком, падким на лесть и комgлименты, он вскоре заслужил при дворе иной лозунг: «Бес лести предан». Преданность его Александру I со всеми внешними её проявлениями переходила всякие границы. Как говорили современники, при такой преданности даже интересы Отечества казались ему пустяком в сравнении с минутным капризом императора. Аракчеев был беспощаден и даже бесчеловечен в своей исполнительности. И именно эти черты вызывали негативное отношение к нему окружающих.

Поручая Аракчееву подготовку проекта, Александр I поставил лишь одно условие: реформы должны осуществляться постепенно и «не заключать в себе никаких мер, стеснительных для помещиков». В 1818 г. проект был готов. Для решения крестьянского вопроса Аракчеев предлагал царю выделять ежегодно по 5 млн рублей (это была рыночная стоимость крепостных, ежегодно выставляемых на торги) на выкуп имений у тех помещиков, которые будут согласны на это. Таковыми могли стать в первую очередь дворяне, которые заложили свои поместья и едва сводили концы с концами. После этого выкупленные земли должны были распределяться между освобождёнными крестьянами (по две десятины на душу). Наделы были небольшими, что заставило бы крестьян, по замыслу Аракчеева, «подрабатывать» у помещиков. Проект Аракчеева вполне мог хотя бы на время устроить и помещиков, и крестьян, несмотря на то что и не решал полностью крестьянский вопрос. Но этот проект так и не был осуществлён. Другим планом Александра I, проведение в жизнь которого было поручено Аракчееву, стало введение военных поселений. В условиях экономического кризиса решено было сократить расходы на содержание армии. Аракчеев разработал проект особой организации вооружённых сил. Солдаты должны были совмещать военную службу с хозяйственной деятельностью. Поселённые в сельской местности войска («поселяне-хозяева») состояли из семейных солдат, отслуживших не менее 6 лет, и бывших государственных крестьян в возрасте от 18 до 45 лет. Дети поселенцев зачислялись на службу. Размещение военных поселений проходило лишь на государственных землях. Это вызывало многочисленные восстания государственных крестьян, которых превращали в военных поселенцев. С точки зрения экономии военных расходов поселения выполнили стоявшую перед ними задачу. За период с 1825 по 1850 г. было сэкономлено 45,5 млн рублей. Однако создание военных поселений ограничивало возможности свободного развития хозяйства.

Развитие промышленности и торговли. После преодоления послевоенного кризиса промышленность и торговля в России развивались достаточно устойчиво. Если в 1804 г. в стране было 2423 фабрики, завода и мануфактуры, то в 1825 г. их стало 5261. Общая численность рабочих за это время выросла с 95 до 210 тыс., а наёмных работников среди них — с 45,6 (они составляли 48 % от общего количества рабочих) до 114,5 тыс. (54 %). Большинство фабрик и заводов выполняло заказы государства, связанные в основном с производством оружия и сукна для армии, а также изготовляло товары для вывоза за рубеж. Однако ещё до войны 1812 г. начала ускоренно развиваться лёгкая промышленность. Её изделия шли уже в основном на продажу внутри страны, что свидетельствовало о расширении внутреннего рынка. К концу 20-х гг. Россия перестала ввозить ситцы из-за границы. Однако если в XVIII в. Россия вывозила железо в Европу, то теперь она всё больше закупала его за границей, что говорило о её нарастающем отставании от других стран. Основными промышленными центрами по-прежнему оставались Петербург, Москва, Тула, Владимир, район Урала. В послевоенный период стали применять паровые машины на предприятиях. Для растущего внутреннего рынка требовалось совершенствование путей сообщения, главными из которых оставались водные. В 1803—1805 гг. каналами были соединены Кама и Северная Двина, Днепр и Висла, Западная Двина и Неман. В 1810 г. вступила в строй Мариинская система каналов, а в 1811 г. — Тихвинская, в 1815 г. был спущен на воду первый русский пароход «Елизавета». Началось строительство мощёных дорог (в 1825 г. их протяжённость была уже 390 км). Внутренняя торговля по-прежнему оставалась преимущественно ярмарочной. Крупнейшими ярмарками страны были Макарьевская (переместившаяся из Макарьевского монастыря в Нижний Новгород), Коренная (Курск), Киевская, Харьковская, Ирбитская и др. За рубеж продавали в основном зерно, пеньку, сало, древесину. Ввозили главным образом предметы потребления и промышленные полуфабрикаты.

Экономическое развитие России в начале XIX в. показало, с одной стороны, неэффективность крепостного труда и необходимость отказа от него, а с другой — возможности развития фабричного производства, основанного на применении паровых машин. Все это свидетельствовало о том, что в экономическом развитии страны начинается новый этап.

Cпасибо за внимание!!!