Найти тему
Калюта Василий

Лопляне, их быт, обычаи. (Карелия. Описание Державина.) 18 августа 1785 г.

Поселения, из коих, кроме некоторых российских погостов, во всех прочих живут лопляне, и для сего за нужное считаю описать оных образ жизни и свойства.

Лопляне не строятся, подобно россиянам, под один верх, но избирают водное положение, и инде двор отстоит версты с полторы от другого. Сараи и сенники делают наравне с избами, внизу же хлевы для скотины и конюшни.

Многие из лоплян возят для продажи в Петербург дичину, масло, икру и рыбу. Живущие же на границе имеют торг в ближних шведских городах: Оле, Торневе и Калибурге. Товары, россиянами привозимые, состоят в пеньке, льне, нитках, полотне, набойке, пряниках, гребнях, крашенине, китайке, ножах, мыле, меду, сукне, тесемках, тике, табаке, холсте, восчанке и юфти. В деревне Юшкозере находится пограничная таможня, по показанию коей в прошлом 784 году вывезено на 6793 р. 95 ^ к., из коих с надлежащих по тарифу пошлин взято 324 рубля.

Продав отечественные произведения свои, привозят из шведской Лапландии в Россию звериные кожи: беличьи, выдровые, горностаевые и куньи, ефимки, деланое серебро, бобровую струю, и проч.; в прошлом году вывезено всего на 6895 р. 14 к., с коих пошлин собрано 188 р. 25 к.

Они также ездят на ярманки в Шунгский погост и продают там мехи, рыбу и уклад. Сей разделяется на три вида: первой руки продается 4 к. фунт, второй по 3 к. Уклад или жильник, в коем 2/3 железа — 2 к., в оба торга привозят оного до 10.000 пуд.

Руда, уклад доставляющая, правильно в число красных болотных руд причтена быть может. Добывают оную в Пялозере (в 76 верстах от Петрозаводска), в Семгозерском и Сельском погостах, также при тивдийской ломке и обыкновенно в болотах. В ближних от оных сушах, срубив из двух саженных бревен костер, обжигают на оном руду; из 25 пуд обожженной руды выходит пятипудовый криц (сырец), из коего получают до 2-х пуд уклада.

Плавка сего следующим образом производится: положив в сыродутный горн (в оный уголь и руду сыплют сверху) весом руды, замазывают горн и по дутию нескольких часов вынимают выплавившийся криц, коего пуд продается по 1 р., и для продажи оного учрежден каждую субботу торг.

Укладчики, купив криц сей, переплавляют в обыкновенных кузнечных горнах, выливают на пол и дробят, по простужении разбивают молотом, полагают потребное для двух полос количество кусков сих на песок на дно горна, делают довольный огонь, сплавливают в широкую и короткую полосу, рубят пополам, тянут из каждой половины полосы молотом прут, закаливают водою и получают помянутый уклад. Сей, будучи еще раз перекален, делается настоящею сталью.

Хлебопашество у них в великом небрежении, и, по изустному уведомлению поселян, хлеб жнется в четвертый год от начатия обработания нивы.

В первый, избрав место для оной, валят растущие на оном деревья, в другой — палят хвою (сучья), в третий — подчищают и кладут хлам в груды, жгут и посевают, и в четвертый уже поспевает у них жатва.

На одной ниве двух посевов никогда не производится, и ежели постигнет их неурожай, пропадают тщетно четырехгодичные труды, и для получения жатвы потребно употребить еще толикое же время на обработку новых нив.

Лопляне сеют токмо рожь и жито, самый зажиточный не более четырех четвертей засевает, убогий — по четверику, многие же и совсем не имеют пашен.

На нивах в добрый урожай рожь родится сам шесть и больше, на полях же сам четверть, они пашут обыкновенно на нивах, на полях же весьма редко, и запасных полей у них нет; на одном засевают и рожь и жито. Не имеющие лошадей орут железною заостренною с обеих сторон лопатою; вынув оною немного земли, сбрасывают на сторону и таким образом обрабатывать полосу продолжает.

Уже седьмой год проливные дожди препятствуют им пожигать, посеянное же погибает от морозов, и от сего жители терпят великую нужду в хлебе и для приобретения пищи ходят в поморскую Кемь и другие места, служат в казаках и питаются подаянием; многие же отправляют за границею разные работы, как-то: шьют шубы, рубят дрова и проч.

В Юшкозерской деревне устроен для продовольствия крестьян хлебный магазин, в оном имеется для ссужения оных, ржи до 2500 четвертей.

Лопляне убогие едят хлеб, деланный из сосновой коры или из соломы, и питающиеся оным пухнут и кажутся дородными, в самом: же деле слабосильные.

Хлеб из сосновой коры следующим образом приготовляется: по снятии коры очищают оной поверхность, сушат на воздухе, жарят в печи, толкут и прибавляют муки, замешивают тесто и пекут хлеб.

Хлеб из соломы: берут и рубят намелко концы колосьев, и солому, сушат, толкут и мелют, присыпают муки и приуготовляют хлебы.

Осенью пекут лепешки из так называемой травы векхи. Сия растет около малых ручьев, корень ее толщиною с мезинец, длиною же иногда и до 12 вершков; лист их подобен березовому, но токмо на концах имеет наподобие сосновых шишек, и ежели оные покраснеют, то значит перезрели и корень в пищу бывает негоден, ибо употребляют его до тех пор, пока и лист еще не растет.

Вырыв оный на сходе с полей снега, сушат, толкут, бьют мутовкою, прибавляют сосновой муки и пекут из теста сего зеленые, вкусом горькие лепешки.

Рокка (похлебка), всеми тамо весьма любимая, следующим образом приготовляется: вскипятя воду, кладут рыбу, бросают потом ржаной, ежели же ея нет — сосновой муки, варят и поставляют на стол.

Посуда, употребляемая для варенья пищи, заключается в двух медных разной величины котлах и в коих по приготовлении и едят. Для хранения же съестных припасов, как равно ковши и рукомойники, плетут из бересты.

Мельницы они не имеют, но в подпольях малые жернова, коими ежедневно мелют потребное для пищи.

Скотоводство поселян не весьма обильно: лошади, коровы, овцы и у немногих свиньи весь домашний скот составляют; дворовых же птиц совсем не водят. Самый богатый имеет не больше двух лошадей, 2-х коров, 5 овец. Кормят их осиновым листом, мешая оный с рубленой соломой, обдают кипятком и парят раскаленными ядрами.

По причине глубоких снегов лопляне на лошадях не ездят, но употребляют для перехода дальних расстояний шукши (лыжи), из коих одна длиною в четыре аршина, шириною же в 3 вершка и всегда бывает березовая, другая же бывает из разного дерева и длиною в три аршина, шириною же равная с первой. Березовая шукша надевается на левую ногу и низ под оной выстроган, по средине же выдолблен во всю длину лыжи желобок; она употребляется по свидетельству их для удобного раската, и гоняющиеся за зверьми подбивают весь испод правой лосиновыми лапами дабы шерсть при всходе на гору, противостоя, скатываться препятствовала. Посередине для ноги делается род колодки, и чтобы оная прямо стояла, привязывают с заду из вицы или кожи петлю и застегивают ногу. Шукши сии во всем сходствуют с употребляемыми на льду коньками, исключая, что идущий на оных подпирается палкою с кружком на конце, палка сия препятствует шукшам погрязать в снегу. В морозный ясный день перебегают на оных до 70 верст.

Повествуют, что великий Петр называл народ сей птицами, летающими на деревянных крыльях и питающимися древесной корой.

Для перевозу тяжестей употребляют оленей, запрягая их в так называемые кережки; кережка сия представляет совершенно вид поперек перерубленного челнока, длина его до трех аршин, шириною же до 12 вершков. Лоплянин, сидя в ней, правит, переметывая при поворотах на другую сторону одною возжою, привязанною к носу оленя, на шею коего надета лямка (петля) и пропущена между ног к носу кережки, ежели же оная пошатнется, справливает тогда рукою и в таковой повозке проезжает до 60 верст в день. Оленей держат всегда в лесу и, когда надобно, взяв одного доморощенного, идут к ним в лес, и к сему же пристают и лесовые. На дороге кормят их белым мхом, ягелем именующимся, и болотным хвощем.

Одеждою жители края сего ни в чем от смежных им россиян не отличны, и, исключая обуви, здесь носят востроносые с загнутыми концами сапоги, кеньгами по-лопски называющиеся. Женщины же на головах носят сороки, подобные российскому повойнику, только напереди сии имеют как бы расходящиеся рожки. На груди висит у достаточных серебряный, у прочих медный восьмиконечный крест. Платье сходствует с сарафаном и подпоясано суконным поясом, на ногах же надеты похожие на коты ступни.

Девицы на голове носят из красного сукна повязку, унизанную сзади бисером, кос они не плетут и волосы имеют распущенные, одежда и обувь во всем замужним подобна.

Мужчины при свидании дают друг другу правую руку и кланяются, женщины же крестообразно объемлются и трижды кланяются.

При вступлении в брачный союз лопляне хранят следующие обряды: женихов отец, условясь с невестиными родителями, оставляет задаток, простирающийся у богатых и до 10 рублев, с договором, чтобы в случае несогласия невесты отдать оной ему обратно. Потом, собрав все семейство, входят с женихом в ближний дом и посылают спрашивать, можно ли жениху посмотреть невесту. Родители поставляют оную между двумя женщинами, они выходят наперед, а за ними следует невеста, жених приближается, женщины расходятся и оставляют невесту видимою. Жених, взяв ее за руку, дает женщинам деньги и отводит ее стороне, поднимает у ней брови, растворяет рот, смотрит зубы и все лицо и наконец, оглядев руки, дает невесте полтину или рубль, и сие означает одобрение невесты. На сем расходятся, спрашивают у них взаимного к вступлению в брак согласия, по получении оного, невеста ходит по родне и плачет, свойственники по возможности ее снабжают, и сие продолжается дня с два, после сего жених с невестою делают размену, поставляют две иконы с зажженными при сих свечами и сажают жениха за стол. Невеста, ходя по другой стороне, кланяется три раза жениху, величая его при каждом поклоне по имени и отчеству, и дарит платком. Жених, приняв платок, надевает невесте на руку перстень и сажает возле себя; приходит мать ея, дарит жениха, поздравляет, затем обдаривает всех платками. Поезжане кладут, называя сватьею, деньги на блюдо, тысяцкий (дружка) кормит поставленным на стол пирогом жениха и невесту, давая им попеременно укусывать. Мать выводит невесту из-за стола, сия прощается, кланяясь в землю, с родителями и со всем семейством. Жених выходит на улицу, за ним выводят и невесту. Тысяцкий очерчивает около них топором круг. Сие по неоспоримому их мнению охраняет от действия всякой враждебной силы, после чего тесть говорит дочери: «Слушай, дочь! Ежели не станет у вас дров или лучины, руби лучше, что в дом не попадет, а не ходи просить в другую избу. А ты, зять, наказывай жену свою за первую вину одногодной вицею, за другую — двухгодовою, за третью — трехгодовой, после же трех как заблагорассудишь»,— и отдает после сего невесту. Отец женихов дает каждому из невестиных поезжан по копейке, садятся в сани и едут в церковь, по совершению брачного священнодействия отвозят в женихов дом, теща дарит женихово семейство платками и просит к себе. Отец женихов кормит новобрачных хлебом, говоря, что, отведав своего хлеба, прилично итти есть чужого, идут к родителям невесты и по окончании пира расходятся.

Лопляне, похоронив умершего, носимые им во время болезни вещи и даже стружки от гроба бросают в воду. Причину же сему относят закоренелому обыкновению.

Язык лопский весьма недостаточен и, кроме общежитейских слов, для объяснения какого-либо термина потребны многие окольные доводы. Все речения имеют на первых слогах ударение и мягко произносятся. Наречие пограничной лопи, кроме некоторых отличных названий, совершенно сходствует с наречием олончан. Правильных грамматических изменений слова ощутить в нем невозможно, ибо многие из падежей отличаются начальными частицами, иные окончаниями, другие же особливыми речениями. Времен и лиц отдельно они не имеют, но одним наименованием означают вместе оныя, переменяя по обстоятельствам окончания.

Лопляне все вообще греческого исповедания, небольшая часть держит раскол. Гнездо оных находится в вышеописанной даниловской скитне, отстоящей в 60 верст от уездного города. Сие, посеивая разврат в слабые умы верных христиан, нечувствительно их от правил православия оных отвлекает. И от сего на моление в церковь поселяне не ходят, в домах же каждый, поставя свой образ, в углу молится и считает за тяжкий грех образу другого помолиться.

Некоторые... забавляются игрою на гуслях пятиструнных, сделанных из сосны. и можно сказать, что их сосна греет, сосна питает, сосна и веселит.