Егор, привет!
Получила твое письмо. Ты, как всегда, немногословен. Но порадовало то, что ты, как мне показалось, одобрил мой экскурсионный проект по Крыму и удивил вопросом: «Бывал ли А.Пушкин в Симферополе?»
Отвечаю: да, бывал. Не знаю как сейчас, но в мои школьные годы бабушка организовывала для своих учеников экскурсию через экскурсбюро на ул.Шмидта. И называлась эта экскурсия «Литературный Симферополь». Мне запомнилось, что Пушкин вместе с семьей Раевских, заболев лихорадкой, был в Симферополе 1-2 дня.
Но позже, знакомясь с тем пушкинским периодом, я удостоверилась, что поэт был в нашей столице не менее недели и видел ту своеобразную красоту симферопольского пейзажа, которую отмечали и Петр Паласс,
и Павел Сумароков,
и Владимир Измайлов. Иначе откуда взялись такие великолепные пушкинские строки:
Поклонник муз, поклонник мира,
Забыв и славу, и любовь,
О, скоро Вас увижу вновь,
Брега веселые Салгира!
Мы с тобой, братишка, когда ты приедешь, обязательно погуляем по берегу «веселого» Салгира.
Побываем в «старом городе», Ак-Мечети, увидим «новый город». Постоим на площади, где в 1820 году был Акмечетский «малый базар».
И, как писал один из петербургских чиновников Гавриил Гераков: «…смешно видеть вместе – русских, армян, жидов, греков, татар, немцев, французов и много разных азиатцев».
Постоим на месте усадьбы ученого-химика де Серра на правом берегу Салгира, куда Пушкин с Н.Раевским ходил любоваться фруктовыми садами г-на де Серра. И, конечно, посмотрим на бывший губернаторский дом, где был устроен роскошный бал губернатором Александром Барановым, знакомым Пушкину еще по Петербургу. Естественно, Пушкин с Раевскими были на этом балу.
Ты, Егор, почувствуешь, что в Симферополе чтут память о Пушкине. Здесь еще сохранен дом доктора Мильгаузена,
который лечил поэта от лихорадки. Прогуляемся по улице Пушкинской, может быть улыбнемся скульптуре Пушкина и рассмотрим бюст на фасаде театра. Думаю, что после этого тебе, да и мне захочется перечитать и поэму
«Бахчисарайский фонтан»,
Гирей сидел, потупя взор;
Янтарь в устах его дымился;
Безмолвно раболепный двор
Вкруг хана грозного теснился.
…
и «Кавказского пленника»,
Прими с улыбкою, мой друг,
Свободной музы приношенье:
Тебе я посвятил изгнанной лиры пенье
И вдохновенный свой досуг.
…
и «Бориса Годунова»
Наряжены мы вместе город ведать,
Но, кажется, нам не за кем смотреть:
Москва пуста; вослед за патриархом
К монастырю пошел и весь народ.
Как думаешь, чем кончится тревога?
...
Пока! Жду. Пиши.