Именно он командовал немецкой подлодкой, выполнявшей боевую задачу в Атлантическом океане. Он — единственный командир-подводник Кригсмарине, осуждённый за военные преступления в годы Второй Мировой войны, но осудили его отнюдь не за выполнение воинского долга… Это капитан-лейтенант Хайнц-Вильгельм Экк — командир подлодки U-852.
13 марта 1944 года. 19.40.
Стоя в на боевой рубке новой подлодки Кригсмарине U-852, 27-летний командир Хайнц-Вильгельм Экк отдаёт приказ произвести залп двумя носовыми торпедными аппаратами. Глядя в бинокль он увидел, как два «угря» устремились к цели на горизонте. Преследуемый уже более двух часов греческий транспортник «Пилевс» был поражён обеими немецкими торпедами. Уже через несколько минут судно скрылось в темных водах Атлантического океана. Довольные подводники поздравляли друг друга — это был первый корабль на счету U-852.
«Это был впечатляющий взрыв» Х.В. Экк
На задание
К середине 1943 года Германия уже начала испытывать на себе последствия морской блокады силами флотов Великобритании и США. Стране не хватало стратегически важных ресурсов, а надводный флот по сути стал неспособен выполнять транспортные операции. Индонезийский архипелаг — большая и богатая голландская колония, захваченная японцами весной 1942 года, мог обеспечить Германию и страны Оси ресурсами, которые им необходимы.
Главнокомандующий военно-морскими силами Германии гросс-адмирал Дёниц нашёл выход из ситуации в использовании крупных океанских подлодок в качестве транспортников.
Накануне выхода U-852 18 января 1944 года из г. Киль, Экк получил приказ выдвинуться в район Индонезийского архипелага. Он был проинформирован, что район чрезвычайно труден для следования, и что было потеряно уже четыре подлодки одного с U-852 типа. Непосредственно от Адальберта Шнее, прославленного немецкого подводника и члена штаба Дёница, Экк получил указание «не оставлять следов».
Мёле, проводивший инструктаж непосредственно перед выходом Экка, отметил излишнюю нервозность последнего.
Выйдя в море, лодка взяла курс на Британские острова, обогнула Шотландию с севера, и направилась к западной Африке. Спустя 2 месяца, сохраняя радиомолчание и всплывая только по ночам, U-852 пересекла экватор.
Цель опознана!
13 марта 1944 года. 17.08.
U-852 находилась в надводном положении, когда Экку доложили о контакте с грузовым судном. Следовавший под греческим флагом, «Пилевс» двигался на юг от Фритауна. Командир объявил боевую тревогу, и приказал на полной скорости, не погружаясь, двигаться к цели. И тут возникает вопрос: почему Экку было так важно атаковать греческий транспортник? Вероятнее всего это продиктовано рядом причин. Два месяца в море, и практически постоянное движение под водой вызывали серьезные эмоциональные проблемы у команды подлодки, и Экк увидел в «Пилевсе» легкую мишень и способ поднять боевой дух своих подчиненных.
«Пилевс» действительно был легкой мишенью: тихоходный, невооруженный и, самое главное, он был один. Даже заметив, немецкие торпеды, идущие в сторону корабля, вахтенный офицер «Пилевса» Антонис Лёсис не смог избежать попадания. Удары торпед пришлись на центральный и кормовой трюмы. Судно начало стремительно тонуть, команда даже не успевала одевать спасжилеты. Зато удалось освободить спасательные плоты, которыми воспользовались выжившие моряки, среди которых были старпом Антонис Лёсис, второй помощник Агис Кефалас, моторист Ставрос Сойас, кочегар Рокко Саид, моряк Пьер Нюманн. Они видели, как меж плотов и обломков, как огромная тень, прошла немецкая субмарина.
Зловещий разговор
13 марта 1944 года. 19.50.
На боевом мостике U-852 собрались командир Экк, его первый помощник Герхард Колдиц и несколько моряков. Так же, после сообщения о торпедировании судна, на мостик поднялся судовой врач Вальтер Вайспфеннинг. При возможности, командирам подлодок предписывалось узнать у выживших о корабле, маршруте следования и перевозимом грузе. Экк вызвал на мостик главного инженера Ханса Ленца и второго помощника Августа Хофманна, знавших английский, и приказал провести допрос. Подлодка подошла к одному из плотов, на котором находились Агис Кефалас, Ставрос Сойас и Пьер Ньюманн. Допросив Кефаласа, Лейнц и Хофманн вернули его на плот, и лодка дала малый вперёд.
Вернувшись на мостик, офицеры сообщили Экку, что потопленное судно — греческий транспорт «Пилевс», следовавший порожняком из Фритауна в Аргентину. Также со слов Кефаласа, за ними двигалось более тихоходное судно.
Именно тут наступает точка невозврата. Экк нервно смотрит вокруг, и сообщает Ленцу и Колдицу, что обеспокоен количеством обломков. Он знал, что утренние воздушные патрули наверняка обнаружат обломки, и начнут поиск подлодки, которая даже в надводном положении сможет уйти не далее 200 миль. Он напомнил им о приказе не оставлять следов боя, полученном от Шнее.
Понимая, что это значит, главный инженер и первый помощник начали протестовать против решения командира. Экк отклонил из возражения, сославшись на приказ офицеров штаба, и приказал поднять 2 пулемета на боевой мостик и подойти к месту затопления «Пилевса». В знак несогласия, Ленц покинул мостик, оставив четырёх офицеров.
В дальнейшем, во время суда, показания Экка, Колдица, Хофманна и Вайспфенинга будут разнится, но сойдутся в одном. Экк приказал расстреливать плоты, считая, что от пулеметного огня они потонут. Приказа вести огонь по самим выжившим не было, но все прекрасно осознавали, что их ждёт без средств спасения.