То, о чем не услышишь в новостях по поводу убийства американцами генерала Сулеймани, командующего спецподразделением иранского Корпуса стражей исламской революции.
Российские телеканалы показывают возмущенных мусульман, которые жгут американские флаги и обещают отомстить за генерала - но на самом деле подавляющее большинство жителей региона вовсе не скорбят по поводу смерти Сулеймани.
И это еще одно напоминание о давнем конфликте между суннитами, подавляющим большинством мусульман - и шиитами в Иране. Шиит Сулеймани координировал атаки на суннитов в Ираке, в Сирии - и для суннитов он террорист и убийца.
Ликвидированный шиитский генерал, которого не любят сунниты – эта тема имеет интересное продолжение и у нас. Убийство Сулеймани вызвало мощный выплеск негодования в Москве: официальные лица опять соревнуются в антиамериканских заявления, кричат о союзе с Ираном.
Депутат Госдумы Наталья Поклонская назвала Сулеймани “одним из самых ярких борцов с террористами”. И это говорится о человеке, которого мусульмане-сунниты обвиняют в военных преступлениях в Сирии, в том числе в массовых убийствах в Алеппо. Неудивительно, что в соцсетях полно сообщений примерно одного плана: “Такое ощущение, что государственники и даже часть русских патриотов сошли с ума и рыдают по иранцу-шииту”.
Но нет, это не сиюминутное помутнение от возмущения по поводу убийства Сулеймани. Курс на союз с Ираном и шиитами намечался давно.
По данным агентства Reuters, именно иранские генералы убедили Кремль начать военную операцию в Сирии - и именно Сулеймани подсказал нашим военным сценарий сирийской кампании во время своего тайного визита в Москву в июле 2015 года. Reuters, ссылаясь на свои источники, так описал тогда встречу Сулеймани с министром обороны Сергеем Шойгу:
“Сулеймани разложил на столе карту Сирии. Русские были очень обеспокоены и чувствовали, что ситуация резко ухудшается, что была серьезная угроза для режима Асада - но Сулеймани тогда сыграл важную роль, уверяя их, что не все потеряно”.
Вскоре после этого Москва направила корабли в Восточное Средиземноморье, и началась операция в Сирии.
И теоретическое обобщение всей этой политике дал Александр Дугин, лидер евразийского движения. Дугин объявил, что русские и шииты - соратники по оружию, что “Хезболла”, иранские и русские военные находятся по одну сторону баррикад.
И все это не рассуждения какого-то кабинетного философа – многие эксперты называют Дугина главным пропагандистом Кремля и отмечают, что президент использует его тематику и фразеологию. И вот наглядный пример дугинской фразеологии - он придумал красивую формулу:
“Битва вместе с шиитами против наших общих врагов созданных ЦРУ в Сирии, Ираке, Йемене - наш русский долг. Русско-шиитский альянс - это глубинное родство религиозного типа”.
Но такая формулировка выглядит очень странно на фоне того, что в России подавляющее большинство мусульман – как раз сунниты.
И как писал в связи с этим журнал “Сноб”, Дугин, похоже,об этом забыл - но ему об этом уже напомнили. После его заявлений о российско-шиитском альянсе в соцсетях могие стали писать, что такие заявления чреваты серьезными проблемами в российском обществе.
Появились и такие сообщения: “Скриншоты высказываний Дугина уже стали гулять по форумам Чечни, Дагестана, Ингушетии и других республик, и молодежь уже стала спрашивать – что это?”