Очень многие опытные логопеды пишут о том, что главная проблема ребенка-аутиста не речь, а коммуникация. Как же хорошо, что наши специалисты начали кое-что понимать про аутистов!
Но кроме коммуникации у ребенка-аутиста есть проблемы восприятия.
У аутистов большие трудности с отделением главного и вторичного. Так работает их мозг. Эти дети могут видеть камешек на вашей брошке и не видеть вас. Слышать скрип стула, но ваши слова будут летать для них где-то на заднем плане, если они вообще в состоянии их различать и понимать. Смотреть в книгу и видеть фигу - это тоже про аутистов.
Поэтому в ABA проводят специальное тестирование. Оно проводится по книге "Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями VB- MAPP", которую вы можете купить сами или получить на ABA-курсах. Это база для создания индивидуальной программы развития вашего ребенка.
Блок 1.Коммуникативные проблемы (в скобках - название раздела в VB-MAPP ):
- полностью не понимает практический смысл коммуникации и не умеет в нее вступать ("Социальные навыки", "Преграды");
- не обращается с просьбой, добывает необходимое сам или устраивает истерику там, где можно просить ("Манд");
- не в состоянии поддерживать диалог, отвечать на вопросы ("ФХК", "Интравербал");
-не развита способность к одиночной или совместной игре, проблемы с воображением ("Игра");
- нежелательное поведение, аутостимуляции, ритуалы, которые мешают занятиям и общению ("Преграды").
Блок 2. Проблемы восприятия и физические возможности:
- не понимает вашу речь ("Поведение слушателя");
- нарушено визуальное внимание ("Визуальное восприятие");
- нарушена способность повторять ваши движения ("Моторная имитация");
- нарушена способность повторять за вами звуки ("Эхо");
- нарушена способность произносить какие-либо звуки ("Вокализация").
Программа каждого ребенка складывается из этих блоков-кирпичиков в зависимости от результатов тестирования. Есть еще там и другие навыки, но они уже не специфические именно для аутистов.
Опытный поведенческий аналитик должен:
- провести анкетирование и опрос родителей до встречи с ребенком;
- установить первичный контакт с ребенком;
- провести тестирование;
- написать программу.
И здесь появляются первые трудности, аутичный ребенок:
- вообще не понимает для чего люди общаются, отказывается от общения, может объясняться с вами очень странно, например хватать вас за руку;
- может реально не слышать или не видеть того, кто с ним общается.
Поэтому идеальное место для работы с таким ребенком:
"В голой-голой комнате есть голые-голые стены и голый-голый пол, а на голом-голом полу - голый стол. А на столе ... сундук с сокровищами".
"Сокровища" могу быть разными. Внимание ребенка часто привлекают игрушками-сладостями, приколюшками, а через них выводят его на "сначала-потом". В идеале, тестируют за один день, но в реале процесс установления сотрудничества и определения уровня ученика может растянуться на месяц. Не стесняйтесь просить уточнения к программе.
Мой личный пример. Сын в 2 г. 8 месяцев проходил такое тестирование:
"... общительный и контактный мальчик. Высокие балы за "Игру" и "Социальное взаимодействие", много разнообразных вокализаций. Есть очень слабый, базовый навык "Эхо". Понимание речи нарушено, но отдельные слова и команды понимает или понимает после обучения. "Визуальное восприятие" - неравномерное, фокусируется на цветах и умеет сортировать предметы по цветам, но другие признаки предметов может проигнорировать...". "Моторная имитация" - имитирует одно движение.
Итак, тестирование проведено, программа написана. Если у вашего ребенка низкие балы за "Вокализацию", "Эхо", "Понимание речи" и прогресс в этих областях первые недели ОЧЕНЬ вялый, можно заподозрить сенсорную или сенсо-моторную алалию, недоразвитие речевого аппарата.
Здесь уместно подключать что-то еще: массаж, логопедов, Томатис и пр.
ABA предлагает таким детям (старше 3-х лет) альтернативную коммуникацию ПЭКС. Для них это легче, чем говорить.
Дети с отставанием в других сферах - полностью забота ABA. По крайней мере, на первом этапе.
Продолжение темы:
Что такое обобщение и почему оно важно для аутистов?
5 причин использовать в беседе с ребенком карточки ПЭКС
6 причин, по которым я ненавижу ABA
Как найти логопеда ребенку до 3-х?
Сенсорная алалия и аутизм: как их различать?