Недавно наткнулась в интернете на очередной рассказ курьера из службы доставки еды. Там девушка из Питера работала курьером в службе Яндекс.Еда. Сейчас в сети много таких рассказов от первого лица по поводу оплаты и того, как вообще рабочий день проходит. Этим никого не удивишь.
Так вот, что же поразило меня в рассказе девушки из Питера? Она упомянула, что некоторые курьеры берут на себя просто огромную нагрузку. Например, у одного курьера она видела график: первая смена с 8:00 до 14:00, вторая - с 14:00 до 23:00. То есть 15 часов! В каждую смену положен всего лишь один перерыв в 20 минут.
Скажете, что они сами выбирают, сколько работать? Тут не все так однозначно. Текущее положение курьеров создает риски не только для конкретных людей, но и в целом для будущего защиты цивилизованного труда в России.
Что не так с курьерами и их положением?
Меньше года назад один из курьеров Яндекс.Еды, Артык Орозалиев, умер на улице после 10-часовой смены. Он работал практически без выходных, чтобы заработать побольше денег.
Кто не знает, сотрудники всех служб доставки оформлены в компаниях-посредниках, и не в штате, а по договору оказания услуг. Какие-то социальные взносы и даже взносы в Пенсионный фонд платятся. Но:
- нет оплачиваемого отпуска;
- нет оплачиваемого больничного;
- не идет пенсионный стаж;
- нет гарантий стабильного трудоустройства.
На постоянной работе уволить сотрудника не так-то просто. Если увольняют по сокращению штатов, еще и платят несколько зарплат. А курьер, если вдруг придет кризис, просто останется без зарплаты или на 3 копейках оплачиваемого минимума.
Если человек заболеет, он просто напишет в нужный рабочий чат - болею, не выйду. И тоже будет сидеть без денег столько, сколько будет отсутствовать. То же самое и с отпуском.
Можно сказать: не нравится - уходи и не работай. Но, боюсь, у нас есть все риски для возврата в 19 век. Рабочие трудились на заводах по 10-14 часов с одним выходным или без выходных. Во всех странах люди боролись за нормальные условия труда. А то уйдешь с этой работы - а на другой такие же условия предложат.
Сейчас у нас экономика развивается так, что все больше таких сервисов: доставка еды, уборка на дому по подписке типа Qlean (там тоже платишь картой, а с уборщицами рассчитывается компания), маникюр на дому через приложение на телефон и так далее. То же Яндекс-Такси и его аналоги.
Часто для людей их работодатель в таких случаях - часто единственный. Но никаких социальных гарантий и защиты не обеспечивается. Да, если оформить тех же курьеров как следует - стоимость доставки еды вырастет. Но разве лучше то, что людей по сути эксплуатируют? Когда человек работает по 10-15 часов в день - явно это не подработка, а основная занятость.
Очень тревожно, что такая ситуация с условиями труда воспринимается как нормальная, "не нравится - уходи". С такой молчаливой поддержкой общества подобная практика может перекинуться и на другие сферы. Особенно на те, где не требуется подготовка и можно набирать персонал без особого образования и навыков.
Ставьте лайк (палец вверх) и подписывайтесь на мой канал, чтобы и дальше читать интересное про личные финансы и экономию.