Деревня Атлашево один из крупнейших населенных пунктов Чебоксарского района, Чувашской республики. Тем не менее, до сих пор вся история происхождения деревни Атлашево остаётся неизвестной и запутанной. Основываясь на фактах я попытался раскрыть тайну возникновения Атлашево.
Деревня Атлашево на чувашском называется «Тутаркасси» – татарское селение. Это второе название не случайно. На территории современной Чувашии в период Золотой Орды и Казанского ханства, существовало множество укрепленных пунктов с татарскими гарнизонами. Таковыми были укреплённые поселения на территории современного Атлашево и Ердово. Чуваши называли их Тутарскасси и Юртакасси. По версии многих чувашских исследователей название деревни Ердово происходит от, первоначального Юртакасси. [Браславский Л.Ю. Ислам в Чувашии. – Чебоксары: изд. «Чувашия», 1997.- С.160.]
По всей видимости Юртакасси названо так чувашами из-за большого количества юрт. Это был лагерь татарского конного войска. В Тутаркассах же располагались административные учреждения, мечеть и медресе, там жили члены семей татарских воинов. То, что конное татарское войско располагалось именно здесь не случайно. Отсюда было легко контролировать чувашское население, регулярно поднимавшее восстание против захватчиков. Долина реки Цивиль называемая в то время «Шордан» изобиловала заливными лугами. Здесь можно было без труда содержать множество лошадей, без которых конному войску никак. Кроме того отсюда было удобно контролировать движение кораблей по реке Волга. В те времена Волга текла иначе. Острова Козина не было, а река Волга текла севернее у марийской деревни Сидельниково. Также Тутаркасси и Юртакасси располагались на местах бродов через реку Цивиль, тем самым перекрывая сухопутный путь вдоль Волги.
Неудивительно, что уже в первом походе на Казань войско Ивана Грозного было здесь. Вот что сообщает летопись тех лет: «Другая половина армии, т.е. Южный отряд под руководством Шах-Али и князей В. Воротынского и Б.А. Горбатого – Шуйского соединилась с царской пехотой у устья реки Цивиль. Он дошел до Казани примерно 4 февраля и около недели простоял под ее стенами, не пропуская никого из приезжих в город. Однако 10 февраля 1548 года он также решил уйти в Москву, не видя никакой возможности взять штурмом Казанский Кремль. Так бесславно и быстро (за неделю!) закончился первый поход Ивана Грозного». [В.В. Похлебкин. Татары и Русь в 1238 – 1598 гг. Глава 2.6. //Справочник14., Международные отношения. - М.: 2000]
Захват деревни Тутаркасси не сопровождался истреблением населения и сожжением деревни. Ни в одном источнике, кроме статьи чувашского псевдоисторика Шорданкаса об этом не сообщается. Наоборот, утверждается, что русские повели себя достаточно гуманно к татарскому населению.
«При продвижении к Казани войска Ивана Грозного татары разбежались из Тутаркассов, оставшиеся были насильно крещены, а село стало чувашским» [Браславский Л.Ю. Ислам в Чувашии. – Чебоксары: изд. «Чувашия», 1997.- С.160.]
По рассказам старожилов деревни Атлашево татар прогнали сами чуваши. С разрешения Ивана Грозного чуваши, жившие в овраге, выше современной деревни Ураево-Магазь прогнали татар из Тутаркассов. Кнутами с привязанными на концах бечевы камнями они гнали татар до Цивиля. Где в местечке под названием «Якошкащ», татары переправились на другой берег. Кстати место переправы названо так горазда позднее. По преданию при переходе через Цивиль войска Пугачёва проходивший мимо татарин указал ему брод, сказав "якши" (хорошая) и после этого брод стали называть "якошкащ".
Возглавлял чувашей изгнавших татар из Тутаркассов чуваш по имени Атлаш. Поэтому и деревню назвали Атлашево. По преданию жителей села Большого Камаева Атлаш был выходцем из их села. Атлаш вместе с братом Байбахом, а также со своими семьями решили переселиться на берега Цивиля. Байбах основал деревню Байбахтино на правом берегу Цивиля, позже переименованную в Шоршелы, а Атлаш на левом берегу основал Атлашево. На старых картах и архивных документах действительно можно увидеть, что Шоршелы раньше назывались Байбахтино.
Факт изгнания чувашами татар из Атлашево подтверждается и сведениями археологической разведки 1926 года:
«… обследовано татарское кладбище в деревне Атлашево, которое местные жители называют «Татар Касы». – По преданию прежде здесь жили татары, но их вытеснили чуваши: татары ушли в деревню Карамышево. Но татары до сих пор, проезжая деревню Атлашево, заходят на кладбище и молятся там». [Смолин В. Ф. Археологические разведки в Чувашской республике в 1926 г. // Извести ОАИЭ при Казанском университете. - Казань, 1927., Т 33., Вып. 4.- С.30]
Кроме перечисленных фактов есть ещё одна история заслуживающая внимания. В «Цивильском вестнике» А. Сереберцева приводила отрывки из повествования историка Н.М. Карамзина о разрешении Иваном Грозным построить город на Цивиле чувашскому князю Пулату. Этот князь - реальное лицо, он тогда обосновал рядом с городищем Яндашевского комплекса поселение, названное по его имени - Булатово (Пёлат). Теперь это поселение исчезло, его жители в 18 веке переселились с этого места по причине водного дефицита в современные деревни Нижний Магазь, а еще раньше - в Ян-булатово (ныне Ямбулатово, слившееся с с. Акулево).
Карамзин указывал, что во времена казанского хана Мухамед-Эмина (1469 — 1518) на «Цевели» правил Артак. Он был татарским мурзой, жил в Атлашеве. Пулат (Булат) прогнал его, осиротевшая дочь Артака - Элле - осталась здесь и очувашилась, вышла замуж за чуваша. Ее род продолжается и поныне, потомки помнят о ней. В Атлашеве до середины 20 века стоял надгробный камень с арабским шрифтом на месте мусульманского кладбища. Пулат построил пристань на Цивиле, названный Рунга (недалеко от нынешней деревни Ердово).
По рассказам старожилов Атлашево, действительно, не всех татар изгнали из Атлашево. В деревне оставили татарскую вдову с тремя дочерями. Ей некуда было идти, и её пожалели, но заставили креститься. От них пошло несколько фамилий, например, Айзовы.
То, что татары оставались в Атлашево довольно долго, подтверждается и документами переписи. В списке населенных мест Чебоксарского уезда Казанской губернии 1771 года отмечено, что в Атлашево живут 90 душ крещенных чуваш, проживают и 3 ясачных татарина. [http://Kazmariinsk.prihod.ru/stranicy_istorii_razdel/view/id/27869]. Подтверждается это и сведениями уже известной нам археологической разведки 1926 года. О чем мы поговорим ниже.
Достоверно, не известно, было ли, какое-то боевое столкновение при захвате Иваном Грозным деревни Тутаркасси. Археологи Новочебоксарского музея Дмитрий Спрыжков и Валентин Николаев работающие в устье Цивиля никаких следов сражения не нашли. Предания говорят об этом мало:
« Старики помнят следующее предание об этом городке (дворец на высоком правом берегу Цивиля). Перед падением Казанского Царства здесь жил татарский хан Шмель. Он караулил здесь Ивана Грозного. Но Иван Грозный, оказалось, направил свои отряды по Волге. Шмель из своего городка видел силу Ивана Грозного и понял неизбежность падения Казанского Царства». [Смолин В.Ф. Указ. Сочин. - С. 20].
Очевидно, что татары во главе с ханом Шмелем не приняли бой и просто бежали.
Утверждения того же Шордонкаса о том, что якобы после сражения осталось множество тел убитых русских татар и их якобы похоронили на кладбище, в деревне поставив четыре могильных камня, по углам также в пух и прах опровергают сведения все той же археологической разведки 1926 года. Археологи подробно изучили Атлашевское кладбище:
«Кладбище расположено в западной части деревни на гумнах, что идут по склону возвышенности к деревне. Кладбище тянется с севера на юг на 215 метров, занимая, на земле 2 усадьбы и переулок, начинаясь на усадьбе кр. Степанова и заканчивается на земле А. Гавриловой. Площадь кладбища покрыта ямками и буграми. На участке крест. П. Миронова сохранилось два надгробных приподнятых камня, из которых один хорошо орнаментирован растительными узорами и имеет татарскую надпись широкой и двух боковых сторон… а другой сильно разрушенной поверхностью, на которой все же заметны слабые остатки букв…
Первый камень имеет в длину 1 метр, ширина 61 снт, толщина 20,5снт на 27снт, он углублен в землю, нижняя часть, несомненно, отломана. Изломы наблюдаются и в верхней части (по узору).
Профессор Н.И. Ашмарин сделал предварительное чтение надписи в четырех строках:
1. Дата – тысяча сто.
2. Тридцать один сви-
3. ной год Илянди Иль
4. …мурзы дочь.
Без соответствующего справочника имена профессор Ашмарин не счел возможным дать теперь же.
Таким образом, надпись принадлежит XVIII веку, т.е. указывает на факт совсем недавнего пребывания здесь татар». [Смолин В.Ф. Указ. Сочин. - С. 30-31].
Единственный известный нам артефакт древней истории Атлашево, а именно атлашевский надгробный камень с датой, указывает на значительно позднее время. Пусть вас не смущает год 1131-ый, это мусульманский год Хиджры и соответствует нашему 1719-ому году. Более того он сообщает нам о присутствии в Атлашево не простых татар, а аристократии. Мурза это аристократический титул у тюркских народов. Надгробный камень этот сейчас находится в чувашском Национальном музее в запасном фонде (смотрите фото).
К сожалению никаких археологических раскопок на территории самого Атлашево не проводилось. Вопрос о том, когда впервые поселились люди на территории современного Атлашево остаётся неразгаданным. Известно, что предки марийского народа жили здесь ещё задолго до появления чувашей на берегах Цивиля. Свидетельством этому может служить могильный курган слева от Марпосадской дороги у деревни Ельниково, который был раскопан археологами, но это уже другая история.