Сценарий применения дидактического блока АВТОБУС
Автобус — это математический дидактический блок, в котором дети практикуют основные связи сложения и вычитания, работают с таблицей, отслеживая историю, изучая правила таблицы. Это также игра с мотивирующим движением, позволяющая получить личный опыт.
Высокая вовлечённость детей в решение задачи. Они занимают все роли в игре под названием Автобус. И, что важно, они изначально сами создают задачи, потому что, как диспетчера станций, они решают, сколько людей выйдет из автобуса, а сколько войдёт в него. Визуализация очень важна, а личный опыт лучше.
Сначала опишем мизансцену — автобусной среды
Действующие лица:
- один водитель автобуса — он несёт автобус;
- несколько диспетчеров, по одному на каждой остановке;
- модератор / координатор по вождению (учитель или даже ученик) — задает вопросы, например: сколько человек пришло в финал?;
- остальные ученики будут фиксировать движение пассажиров и автобуса
Остановки:
по классу мы отмечаем несколько остановок, и дети дают им названия. Минимум 3 остановки. Имена могут быть придуманы детьми, например: У Двери, У Шкафа, У Окна…
Материал:
Автобус сделан из коробки, пассажиры могут быть фигурами из настольной игры или крышками из пэт-бутылок, кубиками или деревянными палочками…
Всё могут сделать сами дети, например, на труде или рисовании. Так используются межпредметные связи и развивает детские фантазии.
Стирающаяся доска или лист на котором изображена таблица (сложность таблицы зависит от сложности уровня задания). В таблицу остальные дети делают пометки относительно движения пассажиров и автобуса от остановки к остановке.
Можно делать и устные подсчёты.
Действие:
Водитель отправляется с автобусом (моделью) по своему маршруту, который дети вместе отметили и назвали. Носит коробку так, чтобы другие дети не видели, сколько внутри “пассажиров”.
(Другой вариант, когда видны пассажиры, или, когда сами дети пассажиры.)
На остановках есть диспетчеры и пассажиры. Диспетчер сообщает, сколько пассажиров вышло из автобуса и сколько сели в автобус. Он считает по одному, всегда поднимает руку и показывает пассажира, который «садится» в автобус: один пассажир сел, другой пассажир сел, третий пассажир сел.
Важно, чтобы другие дети были внимательны, а также контролировали, чтобы диспетчер не перепутал и не посадил в автобусе другое количество пассажиров, нежели то, которое он объявил.
На последней остановке все пассажиры выходят — но сначала ученики определяют, сколько их должно выйти. Проверка проста — посчитать сколько в коробке пассажиров. При этом у учеников развивается кратковременная память.
Чешский оригинал