Найти в Дзене
Вид Сбоку

Третьей мировой войны не будет. Объясняем, почему

Оглавление

Формально, Иран – восьмая по мощи армия в мире. Но на самом деле речь идёт о смеси устаревшего арсенала и бизнес-империи ракетно-террористической организации.

Фото Hosein Velayati/YPA.ir
Фото Hosein Velayati/YPA.ir

Убийство США иранского генерала Касема Сулеймани и ответный удар Ирана вызвали лавину комментариев, многие из которых были почти истеричными. Словосочетание «Третья мировая война» стало очень популярным. Разбираемся, будет ли полноценная война или глобальный конфликт.

На протяжении десятилетий Иран представлял собой серьёзную угрозу для западного мира. Периодически появлялись разговоры о потенциальной войне с США или Израилем, и сейчас эта тема опять обрела актуальность.

Теоретически, у иранцев почти полмиллиона военных и миллион участников различных военизированных формирований. По количеству это восьмая армия в мире, которая периодически хвастается какой-нибудь новой ракетой, дроном или танком. В интернет-рейтинге «Глобальная огневая мощь» (Global Firepower) Иран занимает 14-ю позицию, если речь идет о предполагаемом военном потенциале. Кстати, Израиль в этом рейтинге расположился лишь на 17-м.

Тем не менее, это фантик, красивый и красочный, с небольшим реальным потенциалом для ведения традиционной войны.

Ослабление дуализмом

Иранская армия необычна во многих отношениях. Самое главное, она состоит из двух конкурирующих частей. Одной из них является регулярная армия с традиционной организацией: сухопутные войска, авиация и флот. Вторая часть - Корпус Стражей Исламской революции, который также имеет свои сухопутные войска, авиацию и флот, а также контролирует арсенал баллистических ракет и включает в себя военизированную организацию Басидж (Организация мобилизации угнетённых).

Теоретически регулярная армия должна нести ответственность за защиту территории Ирана от нападений извне и ведение обычных боевых действий. С другой стороны, «стражи» и Басидж должны защищать исламскую систему государства от внешних и внутренних врагов. На бумаге это разделение кажется ясным и вполне разумным, но в действительности это различие стало размытым. Гораздо более влиятельный Корпус Стражей, руководители которого близки к высшим государственным органам, узурпировал многие задачи, поставленные перед армией. Например, он контролирует баллистические ракеты, имеет свой небольшой независимый флот, действующий в Персидском заливе и скромный парк истребителей Су-25.

Бойцы Корпуса Стражей Исламской революции
Бойцы Корпуса Стражей Исламской революции

Кроме того, в составе Корпуса Стражей есть элитные бригады Аль-Кудса, окруженные завесой тайны и несущие ответственность за все виды военизированной и террористической деятельности за пределами Ирана (главным образом на Ближнем Востоке, где они организуют и поддерживают борьбу с врагами Тегерана). Сулеймани был как раз их командиром. У «Стражей» тоже есть своя бизнес-империя, в основном в строительной отрасли. По данным США, это ряд компаний стоимостью в миллиарды долларов.

Такое разделение между армией и Стражами на руку исламским лидерам Ирана, поскольку оно обеспечивает их лояльными военизированными силами, способными защитить их от возможного военного переворота (который случался в Иране несколько раз до исламской революции). В то же время, эта двойственность ослабляет общий военный потенциал страны. С момента основания Исламской Республики Иран армия и Корпус Стражей ведут жесткую борьбу за влияние, деньги, оружие и людей. Регулярные вооруженные силы в основном находятся в проигрышном положении, и их единственное преимущество в том, что у них есть тяжелое вооружение. У Стражей же в основном легкое оружие, более подходящее для их стратегии асимметричной, террористической и «революционной» деятельности, полной фанатизма.

Наличие тяжелого оружия, однако, не является залогом значительной силы для армии. Большая часть этого вооружения устарела и хранится в относительной эффективности кустарными методами. Проблема заключается в том, что после революции 1979 года Иран подвергся ряду эмбарго на поставки оружия и различного оборудования, которые могут быть использованы для его производства. Это критично, потому что подавляющее большинство вооружений, унаследованных от Ирана до революции, имеют западное происхождение.

В результате, сегодня у иранцев есть много оружия американского или британского происхождения с середины двадцатого века, которое они поддерживают за свой счет. Самыми известными являются американские истребители F-14 Tomcat, которые американцы сняли со службы более десяти лет назад. Важной частью иранских бронетанковых сил являются американские танки M60 и британский Chieftain (технологии 1960-х годов).

Кроме того, у Ирана есть достаточно много советского / российского вооружения. Часть его была приобретена в Ираке во время войны в 1980-х годах, а часть - в 1990-х годах, когда санкции были менее строгими. Среди прочего, страна располагает несколькими сотнями танков Т-72 (изготовленных по лицензии) и подводными лодками класса Кило. Существует также относительно современная российская зенитная система С-300, но в незначительном количестве для такой большой страны. Кроме того, это оружие, с которым американцы боролись ещё с 1980-х годов.

Такая западно-восточная смесь дополняется различными иранскими изобретениями (в основном смеси американских / британских / советских технологий, разбавленные собственными изобретениями) и россыпью ракетных систем, удивительно напоминающих китайские или северокорейские решения. В целом, подавляющее большинство оборудования устарело и имеет сомнительный потенциал. Конечно, этого недостаточно для участия в полноценном конфликте с США.

Третьей мировой войны не будет

Лидеры Тегерана, безусловно, осознают эту слабость. В конце концов, они сами вносят в неё существенный вклад, выделяя меньше денег для армии (примерно 350 тыс. человек), чем Корпусу Стражей (примерно 150 тыс. чел.). Он является основным и фактически единственным силовым инструментом во внешней политике Ирана, и это позволяет нам понять наиболее вероятные будущие события.

Иран, не имеющий значительных регулярных вооруженных сил, не захочет вступать в войну. Но даже если она и случится, американцы вместе со своими арабскими союзниками смогут быстро завоевать иранское небо и бомбить все важные объекты без особого сопротивления. Единственной возможностью ответных действий со стороны Ирана будут асимметричные решения - ракетные удары по американским базам в регионе и различного рода террористические действия.

С другой стороны, никому в Вашингтоне не нужно вторжение в Иран. Если сопротивление регулярной иранской армии не будет проблемой, то угроза Корпуса стражей исламской революции и Басидж, несущая религиозный фанатизм и национализм, могут стать настоящей головной болью. Кроме того, Иран является страной с большой территорией и гористой местностью. Вторжение в эту страну было бы более кровопролитным и дорогим, чем в Ираке.

Таким образом, мы можем ожидать больше различного рода единичных атак, таких, как ракетные обстрелы. Многие люди могут погибнуть в результате этой демонстрации силы, но о полноценной войне (не говоря уже о Третьей мировой войне), речи не идёт.

---

Канал "Вид сбоку" публикует переводы иностранных СМИ, освещая события мира со всех сторон, давая вам полную картину проиходящего.

Подписывайтесь и будьте в курсе того, что происходит в мире.

---

Источник