Найти в Дзене
Про джаз

Рождение музыки сплава. Часть третья. Мост между джазом и поп-музыкой.

Charles Lloyd-Dream Weaver/ Album of the 1966 year
Charles Lloyd-Dream Weaver/ Album of the 1966 year

Филипп Элвод (Philip Elwood) свою компетентную рецензию, которую издал американский журнал Billboard, посвятил первому международному фестивалю поп-музыки в Монтери, который прославился сегодня выступлениями знаменитых «звёзд» и другими достопримечательностями, включая бесплатные концерты. Со слов рецензента можно было сделать вывод, что при бесспорном успехе таких исполнителей, как Mama’s and Papa’s”, “Simon and Garfunkel”, Otis Redding, “The Byrds”, “Associasion, и другие, все они отчасти оказались вне русла главного тренда сегодняшней поп-музыки.

Потому, что доминировали на фестивале, как со стороны его участников, так и в отношении интереса публики, психоделические ансамбли «искателей счастья» (хиппи), предложившие слушателям авангардную форму «ритм энд блюза». Речь идёт о таких группах, как Grateful Dead, представившей на фестивале 20-минутную импровизацию на блюзовые темы, Country Joe and the Fish”, “Big Brother and Holding Company”, “Jimi Hendrix Experience”, “Blues Projekt”, “Al Kooper Group”, “Paul Batterfield Blues Band и некоторые другие. Филипп Элвод об их музыке, примечательно, что она скорее слуховая, чем танцевальная, пишет следующее:

«У них есть интересные инструментальные черты, которые позволяют считать эту музыку во многих отношениях скорее джазом, чем рок энд роллом. Это экспериментальная музыка, в основе которой лежит блюз. А это и есть джаз».

В другом номере Billboard другой аналитик, Майк Гросс, указывает на тот факт, что на сегодняшнюю поп-музыку благодаря публикациям серьёзных статей смотрят уже, как на искусство и помимо прочего, пишет:

«…многие знаменитые летописцы джаза начинают обращать внимание на новое направление в поп-музыке и называют его новым джазом. Такие джазовые теоретики, как Ральф Глизон (Ralph J. Gleason) и Нэт Энтофф (Nat Hentoff) уже уделяют внимание и этой новой поп-музыке, начиная с Боба Дилана (Bob Dylan) и кончая последними работами “The Beatles”, но прежде всего современному авангардному направлению с центром в Сан-Франциско».

Оставим эту цитату без комментария, она послужит нам эпиграфом к решению вопроса о том, существует ли тесная связь между современным джазом и поп-музыкой, модернизированной в вышеназванном направлении. В конце концов, между джазом и поп-музыкой существует различие не только чисто музыкальное, но и в традициях и нормах. И большое значение такого различия в ближайшем будущем начнёт сказываться.

The Beatles-A Day in The Life

Однако на сегодня актуальнее всего является та волна поп-музыки, эволюция которой весьма напоминает ситуацию в джазовом авангарде. Основной чертой этой волны является тот факт, что её продукция-это уже не просто музыкальные произведения, но скорее сценическая музыкально-визуальная форма, связанная с разного рода «хеппинингами», музыкальными и внемузыкальными.

Jimi Hendrix at the Monterey Pop Festival

Отношение к этой эволюции, естественно может быть разным, а иногда и просто негативным. Можно говорить о её закономерности, обоснованности, наконец, просто отметить её качественные стороны. Музыка группы “The Who” неуравновешенна и деструктивна, у Джимми Хендрикса (Jimi Hendrix) она к тому же ещё и сурова и натуралистична. Таким же выглядит и их поведение на сцене. Таким исполнителям важно, чтобы зрелая часть аудитории поняла, что визуальная сторона их концертов направлена на то, чтобы зритель лучше понимал и анализировал их музыку.

The Who at the Monterey Pop festival performing a song My Generation

Основой авангардной поп-музыки является блюз, но он редко встречается в ней в своей классической двенадцатитактной форме. Эти волны поп-музыки в последнее время имеют ряд новых тенденций, которые ещё вчера считались бы утопией. Среди них необходимо отметить утверждения о том, что современные формы рок энд ролла «воспитали» джазовых слушателей, способствуя тем самым массовому успеху джаза, что некоторые исследовательские формы авангардного джаза и поп-музыки подобны, что рок энд ролл стал новым источником материала для джазменов и что настали, наконец, времена, в которых появилась возможность для совместных выступлений джазовых и битовых ансамблей.

Miles Davis's Jazz Group at the rock festival Isle of Wight/ 1970 year

Если раньше джазовые музыканты обращались за темами своих работ к наследию свинга, то сегодня они уже черпают вдохновение в поп-музыке, часто прибегая к джазовым обработкам рок энд роллов. Не имеет особого значения, что чаще толкает джазменов к рок энд роллу, коммерческие или творческие мотивы. Важно то, что результаты от подобных новаций получаются неплохими. Общеизвестное значение темы позволяет использовать популярный материал для создания оригинальных обработок. Кроме того этот материал позволяет джазменам издавать синглы, которые потом непременно попадают в поп-чарты и развлекательные радиопередачи. В качестве примера можно привести такие джазовые хиты, как The Beat Goes On с Херби Манном (Herbie Mann), California Dreamin’' с Уэсом Монтгомери (Wes Montgomery), Temptation с Бутсом Рандольфом (Boots Randolph) и Uptight с Бадди Ричем (Buddy Rich), выпущенные на синглах.

Многие поклонники джаза не одобряют подобный импорт, но при этом нельзя не признать, что он приносит выгоду, как джазу, так и поп-музыке. Например, фантастическая страсть, с которой Элла Фицджеральд (Ella Fitzgerald) исполнила известный хит “These Boots Are made for Walking” является зримым примером образца продукции для широчайшей публики, совместного производства обеих областей: джаза и поп-музыки.

Ella Fitzgerald - These Boots Are Made For Walking (The Greek Theatre, Los Angeles - 1966)

Интересно, что сегодня имеет место ещё одна непривычная тенденция: в хит-парадах всё чаще стали появляться джазовые пластинки. Если в прошлом (1966-ом) году в хит-парадах можно было встретить лишь Рэмси Льюиса (Ramsey Lewis), Джимми Смита (Jimmy Smith) и Нину Саймон (Nina Simone), то в нынешнем году кроме вышеназванных персон, необходимо отметить и повышенный интерес публики к работам других исполнителей. Например, пластинка Кэннонболла Эддерли (Julian Cannonball Adderley) “Mercy,Mercy, Mercy” разошлась семисоттысячным тиражом, а другой его диск,”Whem!” занял высокое место в списках лучших.

Cannonball Adderley - Soon/ Track from Wham!, album 1966 year/

Большой коммерческий успех сопутствовал славе “The Young Holt Trio”, которое с двумя партнёрами Рэмси Льюиса смогло передать стиль Льюиса в композициях “Wack Wack” и “Ain’t There Something That money Can’t Buy”. Звёздами американских хитпарадов естественно являются и те, кто будучи джазменами, имеют много общего и с ритм энд блюзом (Lou Rawls) или латиноамериканской поп-музыкой (“Sergio Mendes& Brasil’66”). Хитами стали и такие джазовые вещицы, как киномелодии Нийла Хефти (Neal Hefti)Batman Theme” и “Barefoot in the Park”, уже упоминавшиеся выше “California Dreamin’ в исполнении Уэса Монтгомери и “Temptation” в исполнении Бутса Рандольфа, а так же ряд других. Высокие места в рейтинге продаж занимают лонгплеи таких джазменов, как Каунт Бейси (Count Basie), Бадди Рич, Херби Манн, Бад Шенк (Bud Shank), Элла Фицджеральд и Габор Сабо (Gabor Szabo). Есть основание полагать, что в будущем их количество будет расти.

Заслуживают внимание параллельные волны в эволюции сегодняшнего джаз-авангарда и поп-музыки. Это проявляется, например, в обострённом интересе к индийской музыке, продемонстрированный с одной стороны репертуаром джазового комбо “Joe Harriot-John Mayer Double Quintet” (LP “Indo Jazz Fusion”) и Габора Сабо (“Spellbinder”, “Jazz Raga”) и с другой стороны проявляющийся в творчестве популярных групп вроде “The Beatles”, “The Yardbirds”, “Byrds”. Ещё одним аргументом является нынешние позиции Чарльза Ллойда (Charles Lloyd) и Джона Хэнди (John Handy).

Я не вполне согласен с термином «джазовый психоделик», которым некоторые критики обозначают их музыку, однако он применим с точки зрения ситуации, в которой значительная часть аудитории воспитана на авангардной поп-музыке. Чарльз Ллойд (а Джон Хэнди ещё раньше) имел аншлаг на своём концерте в сан-францисском зале, “Fillmore Auditorium", знаменитом центре авангардной поп-музыки, в котором выступали знаменитые «звёзды» психоделической рок-музыки. Кроме того и сами названия его последних работ (LP “Forest Flower”, “Dream Weaver”, “Love In”/запись его концерта в «логове» сан-францисских хиппи/), принадлежащие лексикону американских адептов “flower-power”, так называемого поколения любви, ясно говорит о том, что Чарльз Ллойд, как и Джон Хэнди вполне серьёзно относится к этому социальному слою общества.

Charles Lloyd Quartet at Monterey Jazz Festival - Forest Flower, Sunrise-Sunset
Charles Lloyd Quartet-Here There And Everywhere (San Francisco Live 1967)
Gabor Szabo-Spellbinder/track from album 1966 year/

Большой вклад в дело популяризации авангардного джаза делают и не менее революционные личности из стана поп-музыки, включая и “The Beatles”. Такая тенденция открывает возможность, пока больше теоретическую, для совместных выступлений джазовых ансамблей и ритм энд блюзовых групп. В том, что музыкант, прославленный, прежде всего в области поп-музыки может выступать и перед джазовой аудиторией, нет ничего неожиданного: в последнее время это продемонстрировал, например Джорджи Фэм (Georgie Fame), выступив в совместном концерте с биг-бендом Каунта Бейси. Появление на джазовой сцене группы ритм энд блюзового направления могло бы действительно стать новым интересным экспериментом. В этом году такая попытка была предпринята на фестивале в Ньюпорте. А результат? “Blues Project”, ведущая американская группа авангардного направления была вынуждена покинуть сцену уже после второй композиции, так как публика вместо аплодисментов освистала эту команду. Возможно, всему виной было плохое выступление группы, либо не подходящий для джазовой аудитории материал.

The Blues Project - Flute Thing

Но для таких совместных концертов есть и ещё одно препятствие, состоящее в традициях и правилах, взрастивших агрессивный «патриотизм» (а чаще всего и высшей степени снобизм), призывающий предавать проклятию всё, что хоть немного попахивает «чужим берегом»; от этой публики невозможно ждать большой любви к «чужакам». Но этот сорт конфронтации музыкальных идей и факторов (естественно речь идёт о достаточно близких жанрах) не должен печалить. Напротив, он должен воспитать для джаза остальную часть музыкальной аудитории и помочь преодолеть слишком односторонний потребительский подход к музыке, прежде всего со стороны поклонников бита.

Автор Yaromir Tuma.

Опубликовано в журнале Melodie #10/1967.

Перевод с чешского, оцифровка и оформление текста
Михаил Н. Манахов