На неделе посмотрел английский спектакль «Настоящая комедия» Кауарда Ноуэла, поставленная режиссёром Мэтью Уорчасом на сцене «Олд Вика» (Лондон, Великобритания). В пьесе повествуется об популярном актере, Гарри Эссендайне, которого сыграл Эндрю Скотт (вы можете видеть его на обложке к посту). Гарри готовится к тяжелым гастролям его театральной компании по Африке. Перед самым отъездом он превращается в магнит для множества его друзьей и фанатов, которые стали неожиданно для него беспокоить своим назойливым вниманием. Его близкие друзья – это сотрудница его театральной компании и, по совместительству, его бывшая жена Лиз, продюсер Моррис Диксон, главный продюсер Джо Липпиат с его женой Хелен (не включая его личного секретаря Монику Рид, камердинера Фреда и экономку мисс Эриксон). А тут ещё нарисовались безумные поклонники в лице Дафны Стиллингтон и Роланда Моула. Что им всем нужно от прославленного актера Гарри Эссендайн?
Общая картина их взаимодействия напоминает, как если бы мелкие планеты вращались вокруг огромного и яркого Солнца, чтобы согреться и урвать кусочек его величия. По сути это пьеса о нарциссическом «чистилище», где каждый персонаж одинокий и «пустой» внутри несмотря на свою кажущуюся громкость и яркость появления на сцене. К слову, сказать в самом спектакле актеры буквально суетятся и перекрикивают друг друга, тем самым больше отталкивают, чем делали зрелище интересным и увлекательным. Гарри несколько дней пытается выпутаться из всех любовных многоугольников, а также старается не утонуть в отчаянном страхе перед наступающей старостью и одиночеством.
В кульминации пьесы Гарри в минуту отчаяния все же решает открыть все карты перед своими друзьями. Далее по тексту вы можете прочитать проникновенный монолог актера, где он точно раскрывает суть жизни каждого своего друга. Он как истинный психоаналитик попадает в точку «любовной игры», где каждый удовлетворяет свою сексуальную фантазию. Но преждевременная интерпретация, обличающая бессознательную «игру», становится непереносимой для каждого из его компаньонов, так что они все вновь громко и ярко уходят со сцены (но все равно не покидают этот спектакль).
Мы узнаём, что Гарри переспал с Джо, тогда как последний изменяет своей жене с Моррисом, который спит одновременно с женой Джо, Хелен, которая также не верна мужу и находится в лесбийской связи с их общей знакомой. В этом «хомячьем домике» бывшая жена Лиз, до сих пор храня любовь к бывшему мужу, играет роль душащей «мамочки». Гарри даже умоляет её не возвращаться к нему, хотя и сам не отпускает её: «Ты не возвращаешься ко мне, дорогая. Это я ухожу к тебе!» Все персонажи играют свою роль, даже не понимая, что это всего лишь игра. Гарри отчаянно пытается выпутаться из этого жуткого спектакля-кошмара, и не может никак проснуться:
«Я сыт по горло всеобщим доверием. Я битком набит чужими секретами. Вы все снова и снова приходите ко мне с вашими чертовыми слезами, эмоциями, сантиментами, выливаете и выливаете их на меня, а я и так давно промок от них насквозь. В своем поведении вы ничуть не лучше меня, а во многом гораздо хуже. Вам, как воздух, необходимо слезливое любовное похмелье, тогда как мне хватает ума, чтобы обходиться и без слез, и без самого похмелья. Вы голосите, а я смеюсь, потому что о значимости секса наговорено слишком уж много чепухи. Я верю теперь и верил всегда. Ты, Моррис, каждую свою любовную интрижку воспринимаешь на полном серьезе. Тебе нравится страдать, ревновать, мучить себя и других. Это твой способ наслаждаться жизнью. У Джо (по пьесе Генри Липпайтт) подход другой. Он предпочитает сочетать домашний уют с походами на сторону. Вот почему он так быстро охладел к тебе, Хелен (по пьесе Джоанна). Зато ему прекрасно подошла Эльвира. Благо она меняет любовников с той самой поры, как закончила Роудин-скул. У Хелен (Джоанны) тоже все свое. Она посвящает сексу много времени, но не потому, что получает удовольствие. Секс для нее – средство достижения цели. Она – коллекционер. Удачливая и очаровательная беспринципная акула. Во мне ничего этого нет. Я точно знаю, что секс слишком уж переоценен. Я наслаждаюсь им и буду продолжать наслаждаться, пока находятся желающие составить мне компанию, а когда придет время и таковых более не найдется, я с не меньшим удовольствием устроюсь в уютном кресле с яблоком и хорошей книгой [...]
Уходите… уходите все… не хочу больше вас видеть. Завтра мне предстоит уйти в долгое морское плавание, потом многие месяцы я буду болтаться по просторам, и это признают все, самого пагубного для человека континента. Уйдите от меня… пожалуйста, уйдите…».
По мне спектакль немного перекричал сам себя и растерял элегантность повествования самого драматурга. По сути это «комедия положений», но превращается в свете современных политических течений и мировых скандалов в грубый и пошлый кошмар наяву. Мне не хватило глубины и целомудрия от каждого героя спектакля, так как в итоге никому у меня не было сочувствия и сострадания. Но, тем не менее, пьеса и спектакль хорошая иллюстрация того, что творится в душе ярко выраженной нарциссической личности. За каждым нарциссом стоит очень одинокий и потерянный ребёнок, но обнаружить его не всегда удаётся.
Как вам, настоящая ли это комедия?
Записаться на приём можно по WA +7(913)944-07-64
©️ Дмитрий Нещадим
#DNeshchadim #Психоанализ #Нарциссизм #НастоящаяКомедия #КиноПсихолог