Найти тему
МАМАУЧ

Почему так важно читать детям и приучать их к чтению?

Сегодня я познакомлю вас с замечательной мамой-семейницей – Оксаной Агеевой. Эта прекрасная женщина не только учит своих детей, но и делиться своим неоценимым опытом с другими. Статья, которую я привожу, рассказывает о том, что мешает детям средней школы осваивать учебную программу.

Статью перепечатываю полностью, как у автора, выделила только ключевые моменты.

Читающие
Читающие

Почему одни дети начинают отставать от других с 4-5 класса?

В своей первой статье по книге Джима Трелиза (https://vk.com/ourhomeedu?w=wall-116958555_30044) я упомянула об одном интересном исследовании. Сейчас дошли руки написать о нем.

Это исследование охватило 30 детей, за которыми наблюдали два года. Часть из них учились во 2-3 классах, часть в 4-5 и часть в 7-8 (именно 2 учебных года). В выборку попали дети из обеспеченных и необеспеченных семей. Вопрос исследования был таков: почему дети из малообеспеченных, социально и экономически неблагополучных семей начинают отставать в 4 классе от их более благополучных сверстников. Исследователи: Jeanne S. Chall, Vicki A. Jacobs.

Надо отметить здесь, что в России связь между уровнем образования и доходом семьи далеко не так устойчива, как в США, у нас свои факторы действуют. В то же советское время рабочий получал 300р, а инженер 110. А в 90-е выбивались те, у кого был напор и хватка, а не ученая степень. Поэтому я бы выборки обозначала не так. Как – напишу в конце статьи.

Сама суть отставания кроется в чтении и словарном запасе. Всего существует 6 уровней чтения, где нулевая – это подготовительная, а пятая, последняя, предполагает собой способность квалифицированно строить и реконструировать знания из прочитанного. В начальной школе, примерно с 1 по 3 класс, дети учатся читать технически – то есть просто декодировать написанный текст. На этом этапе детям предлагаются, как правило, тексты с самым минимальным словарным запасом, все слова там обычно понятны любому ребенку, многие тексты написаны специально для упражнения в чтении (Мама мыла раму). Так, в букваре на каждую букву будут те слова, которые не требуют знания еще не изученных букв. По мере роста детей тексты становятся все объемней, но все еще преследуют собой цель – хорошее, беглое декодирование. Учебная информация еще неглубока, многое дается детям устно на уроках. Так вот, дети, независимо от их семейного бэкграунда и уровня подготовки примерно одинаково справлялись с набиранием этой самой техники чтения. Здесь разрыва еще никакого не было.

А вот в 4 классе (а по российской системе я бы отнесла этот критический момент к 5 классу) чтение уже становится инструментом обучения. Дети должны много работать с текстами и извлекать из них информацию. Как только парадигма чтения изменяется, вот тут сразу и начинается разрыв. Детей тестировали по трем составляющим: словарный запас (умение понимать значение встречающихся в тексте слов), техника чтения и понимание прочитанного про себя текста. Самым проблемным оказался словарный запас. Во 2-3 классе все ученики показывали примерно одинаковые результаты, а в 4 классе дети из бедных семей демонстрировали отставание на год. В 7 классе на 2 года. Беглость чтения и понимание в 4 классе у них еще было на уровне, а в 6-7 году выявилось отставание и по ним. Словарный запас бедных детей недосчитывал абстрактные понятия, академические или литературные термины и менее частотные, нежели обычные разговорные, слова.

То есть здесь выглядит все так: в школу пришли как те, кто слышал 47 миллионов слов уже к 4 годам, так и те, кто слышал 13 млн (см статью по ссылке в начале поста). Кто-то пришел с огромным рюкзаком, кто-то с маленькой сумочкой. Тем и другим сказали убрать пока свой багаж и предложили те виды обучения, которые по силам людям в силу врожденной способности к овладению языком. А вот в 4 классе эти дети пошли и развязали свои котомки. Вот тут-то все и выявилось.

Каковы же причины такого отставания, которые названы в исследовании?

Кому-то из детей недостаточная беглость чтения не давала получать удовольствие от него, становилась препятствием к практике чтения и приводила к дефициту этой практики.

Главным же образом недостаточный словарный запас препятствовал понимать тексты, которые год от года становились все обширней и сложнее. Почему эти дети в 4 классе не показывали низкий уровень понимания? Потому что они могли догадаться о том, чего не знали, из контекста. Тексты 4 класса еще давали им такую возможность. Но параграфы учебников и литература в 6-7 классе уже и в контексте содержали столь высокий процент не знакомой бедным ученикам лексики, что они уже не улавливали суть.

Через 5 лет детей из выборки снова протестировали, увидели, что оценки бедной группы неуклонно ползли вниз, а понимание прочитанного опустилось на совсем низкий уровень. Страдали все предметы, изучение которых базировалось на способности понимать печатный текст: естественные науки, обществознание, литература, математика и другие. Контекст уже почти совсем никак им не помогал.

Мои ремарки: я привела данные из статьи, как есть. Но для российских реалий я делила бы детей не на богатых и бедных, а на тех, кому много читали и приучили читать самих, равно как и общались с ними, много рассказывали, то есть, давали детям бесценный дар - СЛОВА, много слов. И на тех, кому мало читали или не читали, в домах которых нет культуры и практики чтения, нет достаточно печатных изданий в доступе, нет достаточного многочасового общения с ребенком. И неважно при этом, каков доход, на какие моря ездит семья, какой там ремонт, гаджеты, сколько у ребенка кружков, спорта или как много и какой одежды в шкафу. В России высокий доход часто достигается не за счет образования. Не у врачей, юристов и преподавателей коттеджи. А частенько у тех, кто прекрасно обходится без библиотеки в этом коттедже. То есть, второй группе детей слов от родителей, услышанных и прочитанных, в подарок не досталось. Вот с таким раскладом я с исследованием и его результатами и для России полностью согласна.

Могу сказать, что в бытность мою репетитором, никогда меня не приглашали к читающим детям – ни разу.

Только сейчас, уже не я, а мои дети стали работать с читающими учениками, и то потому, что это семейники, и им нужны репетиторы не из-за их слабости, а просто как предметники. И работать с этими детьми – огромное удовольствие. Они прогрессируют в любом предмете на всех парусах.

Закончить хочу эпиграфом к введению в одной замечательной книге «Сила чтения» Стивена Крашена:

«Сложные навыки, необходимые для академической или профессиональной работы высокого уровня - способность понимать несколько сюжетов или сложных вопросов, чувствительность к тону, умение сразу же понять, что является ключевым для текста, а что можно просмотреть, — могут быть приобретены только через годы жадного чтения».

Мэри Леонард

Источник (статья об исследовании): https://www.aft.org/periodical/american-educator/spri..

Источник статьи https://vk.com/ourhomeedu?w=wall-116958555_30543