Найти тему
История: факты и мифы

«Слон» против брони

Оглавление
Устаревшие ПТР пригодились в Китае и Африке!

В Первую мировую войну англичане лидировали в создании танковых войск. Логично, что и первые предназначенные для пехоты средства борьбы с бронетехникой тоже появились в Британии. Открывается линейка противотанковых ружей творением полковника Генри Бойса.

В октябре 1934 года в английском военном министерстве был создан комитет по легкому вооружению, инициировавший проект «Стэнчен» («Подпорка»). Задача новой структуры заключалась в том, чтобы обеспечить пехоту достаточно эффективным ручным противотанковым оружием.

Проект «Подпорка»

Руководство работами над проектом противотанкового ружья доверили Генри Бойсу, служившему помощником начальника конструкторского бюро завода «Ройал Смолл Арме Фэктори» в Энфилде.

Ружье противотанковое Boys Anti-Tank rifle Mark I
Ружье противотанковое Boys Anti-Tank rifle Mark I

Выбор его кандидатуры объяснялся тем, что Бойс уже создал базовый вариант требуемого оружия, рассчитанный на патрон калибра 12,7 мм. Однако на испытаниях выяснилось, что такой патрон плохо берет даже сравнительно тонкие броневые листы, так что еще год ушел на создание нового патрона 55 Boys калибра 13,9 мм.

Здесь результаты выглядели более обнадеживающе. Патрон типа W Mk.l, состоявший из латунной гильзы с ободком и бронебойной пули со стальным сердечником (массой 60 граммов) на расстоянии до 100 метров пробивал броню толщиной 16-17 мм, расположенную под углом 90 градусов. Более легкая (47,6 грамма), но зато изготовленная из вольфрама пуля типа W Mk.ll на аналогичном расстоянии пробивала плиту толщиной 20 мм, что вполне соответствовало защите тогдашнего среднестатистического танка.

Патрон 55 Boys калибра 13,9 мм
Патрон 55 Boys калибра 13,9 мм

Такой результат всех устроил, и в 1937 году противотанковое ружье приняли на вооружение, присвоив ему индекс Boys Mk I («модель 1» плюс имя конструктора).

И в пустыне, и в джунглях

Новое оружие перезаряжалось вручную и было снабжено однорядным коробчатым магазином на пять патронов. Запирание канала ствола проходило поворотом продольно скользящего затвора, имевшего шесть боевых выступов. Характерная внешняя особенность ружья заключалась в том, что магазин пристегивался сверху, а при его отсутствии окно приемника закрывалось специальной крышкой, откидывающейся на правую сторону.

Основными элементами ружья являлись ствол со ствольной коробкой, затвор, рама со складной сошкой и затыльник. Ствольная коробка с закрепленным в ней на резьбе стволом при выстреле смещается вдоль рамы, сжимая пружину амортизатора и поглощая часть энергии отдачи. Такое решение снижало действие отдачи на стрелка, предотвращая «подскок» оружия.

Дульный тормоз крепился надульной части Boys Mk I. Металлический затыльник имел резиновый амортизатор и «щеку» на левой стороне. Пистолетная рукоятка находилась рядом со спусковым крючком, а задняя рукоятка — возле приклада.

-3

Прицельные приспособления включали вынесенные влево на кронштейнах мушку и диоптрический прицел с установкой диоптра на 300 и 500 метров (в ранних модификациях — только на 300 метров), хотя имелась и возможность установки оптического прицела. Сошка представляла собой Т-образную опору с сошниками и винтовым штырем с регулировочной муфтой, которые в походном положении могли складываться вперед. Модификация Boys Mk I*, выпуск которой позже наладили в Канаде, отличалась складными «двуногими» сошками и квадратным дульным тормозом.

Масса ружья без патронов составляла 13,6 килограмма (с пристегнутым магазином и патронами — 16,3 килограмма). Длина — 1626 мм. Прицельная дальность ведения огня достигала 270 метров.

Конечно, по сравнению с обычным оружием пехотинца Boys Mk I выглядел внушительно, и прозвищем ее наградили соответствующим — «ружье-слон» (elephant gun).

На практике один боец мог переносить ПТР с такими габаритами за спиной на обычном ружейном ремне. Но груз все-таки был нелегким, и уже в 1942 году для вооружения воздушно-десантных частей создали вариант с уменьшенной длиной ствола Boys Mk II. Довольно часто «ружье-слон» ставилось на бронеавтомобиль «Стандарт Биверет» и бронетранспортер «Брен ган кэриер». Еще один вариант бронетранспортера фирмы «Юниверсал» во время боев в Северной Африке включался в состав так называемых Дальних пустынных патрулей и был известен как «Скаут кэриер». Такие патрули веером рассеивались по пустыни в поисках неприятеля, а ружья Бойса входили в стандартный комплект их вооружения.

-4

Впрочем, боевой дебют первого пошедшего в серию британского ПТР состоялся все же не в жаркой песчаной африканской пустыне, а в заснеженных финских лесах.

Финский дебют

В сентябре 1939 года с нападения Германии на Польшу началась Вторая мировая война.

Однако боевые действия на Западном фронте приняли форму так называемой «Странной войны», когда, например, англичане играли в футбол, а находившиеся по другую сторону фронта немцы болели за полюбившуюся им команду.

Впрочем, бои велись в воздухе и на море, но полноценно испытать противотанковые ружья все как-то не получалась. Соответствующая возможность появилась только в конце ноября 1939 года, когда началась Зимняя война и британцы решили помочь финнам оружием. Среди прочего поставили две сотни «бойсов», притом что в боях успели поучаствовать только сто ружей из первой партии. Пока ПТР доставили, пока освоили — прошла пара месяцев. Финны за это время набили руку в уничтожении советских танков «коктейлями Молотова», а вот дорогой британский подарок приберегли для прибывших к ним на помощь добровольцев из соседней Швеции.

Шведских добровольцев направляли в Лапландию, где возможностей опробовать «бойсы» было маловато. В общем, четкого представления о возможностях ПТР у его пользователей не сложилось. Зато в мае 1940 года завершилась «Странная война», и панцерваффе развернули операции в Голландии, Бельгии и Северной Франции. Здесь возможности «бойсов» удалось оценить по достоинству, поскольку эти ружья позволяли хоть как-то противостоять стремительно атаковавшим германским танкам.

Французы слезно просили союзников продать им это оружие. Продать британцы не захотели, а вот обменять согласились — на 25-миллиметровые противотанковые пушки. К слову, по эффективности и ПТР, и артиллерийские орудия были вполне сопоставимы.

Так или иначе, кампанию союзники проиграли, и Франция из войны вышла. Занимавший выжидательную позицию Муссолини примкнул к Гитлеру, избрав объектом своей атаки союзную англичанам Грецию. И вот на земле Эллады «бойс» проявил себя во всем блеске, сыграв не последнюю роль в том, что итальянское наступление закончилось провалом.

«Слоновое ружье» против советских танков

«Подарки» врагам и друзьям

В апреле 1941 года пришедшие на Балканы немцы показали, как надо воевать, разгромив не только Грецию, но и Югославию. Среди прочих трофеев вермахту достались две-три сотни «бойсов», которые были приняты на вооружение как «13,9-миллиметровая противотанковая пушка 782 английская». Аналогичным образом англичане порадовали и другого союзника Гитлера — Японию, захватившую в позорно сдавшемся Сингапуре 248 «ружей-слонов».

А когда Гитлер напал на СССР, среди прочих запрошенных и полученных Красной армией в первоочередном порядке образцов английского оружия были и 3200 «бойсов». Правда, особого признания они не снискали. Как и в Суоми, пока дошли, пока поступили в войска, пока их «распробовали», советская промышленность наладила выпуск собственных противотанковых ружей ПТРД и ПТРС, обладавших гораздо большей пробиваемостью.

Развитие танковых войск шло по пути утяжеления и усиления броневой защиты, так что средние и тяжелые танки оказывались уже не по зубам «бойсам». В январе 1942 года выпуск этих противотанковых ружей прекратился, тем паче что и сами англичане нашли им замену в лице гранатомета PIAT.

Однако за пять (без малого) лет серийного производства было выпущено более 60 тысяч экземпляров «бойсов», которыми продолжали пользоваться и даже поставляли союзникам, не имевшим собственных аналогов. Китайцы, например, с удовольствием брали «ружья-слоны», поскольку их главные враги японцы продолжали делать ставку на легкую бронетехнику.

В 1964 году, когда в восточной части Конго вспыхнуло восстание против прозападного режима Мобуту — Чомбе, повстанцам помогали всем советско-китайско-кубинским коммунистическим миром. Именно тогда поставленные из Китая «бойсы» стреляли по технике и укреплениям правительственных частей, без особого, впрочем, успеха. Для «ружья-слона» это была «лебединая песня».

© Александр Соколов