Найти тему
Элементарно

Как создать мультфильм?

Оглавление

Большинство людей от мала до велика любят мультфильмы, ведь в этих историях есть что-то сказочное, волшебное, удивительное.

Когда еще не было современных кинематографических спецэффектов, достоверно передать фантазийную историю или необычных героев было достаточно сложно. И вот тогда приходила на помощь мультипликация – удивительная техника создания рисованных и кукольных фильмов.

Сложнейший процесс работы над анимационным фильмом с помощью современных технологий становится доступным обычному увлеченному человеку, поэтому вопрос: «Как создать мультфильм своими руками?» уже не кажется чем-то невыполнимым.

Краткая история мультипликации

Первые попытки оживить рисунки отмечались еще в древности, однако корни современной мультипликации уходят в конец XIX века. Считается, что данная технология производства художественного кино намного старше самого кинематографа, изобретенного братьями Люмьер.

Физик из Бельгии Д. Плато изобрел устройство-игрушку, позволяющую анимировать нанесенные в различных статичных позах рисунки, которые, сливаясь, «оживали» и двигались. Данное устройство получило название «стробоскоп» и в дальнейшем стало основой для создания кинокамеры.

Эмиль Рейно в 1887 своим изобретением подарил миру мультипликацию как таковую, и именно эту дату считают днем ее рождения. Устройство Рейно – праксиноскоп – было замысловатым девайсом, состоящим из барабана с картинками, системы света и зеркал. Праксиноскоп позволял демонстрировать целые анимационные фильмы длительностью до 20 минут и стал настоящим прорывом в истории анимации.

-2

В начале XX века русский балетмейстер А. Ширяев применял анимацию и кукольную мультипликацию для создания мини-демонстраций своих балетных постановок.

Нельзя не отметить грандиозную роль У. Диснея в развитии художественного анимационного кино. Благодаря уже имеющимся технологиям он сумел создать не только культовые ленты, ставшие классикой, но и отдельный вид мультипликации, один из ее канонов – диснеевскую анимацию с характерной рисовкой и стилем.

Современная мультипликация имеет огромные возможности благодаря компьютерным технологиям. Движения объектов достигаются с помощью использования технологий 3D и использования движений, мимики и жестов реальных актеров, которые затем воплощаются в анимированные персонажи.

Этапы создания мультика stop-motion

Технология «stop-motion» интересна и крайне популярна в последнее время своей простотой и оригинальностью. Идея заключается в том, что анимационный фильм создается путем слияния фотографий, каждая из которых немного отличается от предыдущей. Обычно на статичном фоне меняются предметы или движения персонажей, имитируя динамику.

-3

Для осуществления задумки не нужно покупать дорогостоящую технику для создания мультфильмов или кинокамеру: достаточно фотоаппарата, штатива, хорошего света и фантазии. Во многом такой простой набор определил популярность «stop-motion» роликов.

Сценарий

Как и любой художественный фильм, все начинается со сценария. Именно он позволяет воплотить главную идею, передать ее зрителю и вызвать интерес к ленте.

  • Сценарий должен содержать какой-то посыл для зрителя.
  • Обычно ролики подобного рода не отличаются длительностью, поэтому сюжет в них не стоит делать замысловатым.
  • Неплохо соотнести примерное время ролика и действие в кадре: так будет проще ориентироваться в дальнейшем.

Персонажи и декорации

В этом случае полет фантазии может быть безграничным. При этом вполне возможно не использовать обычные предметы, а применить что-то оригинальное или нетипичное для создания эффектов или персонажей.

  • Необходимо продумать заранее расстановку декораций и персонажей. Важно, чтобы предметы в кадре оставались статичными кроме тех, которые умышленно передвигаются.
  • Отдельное внимание стоит уделить освещению. Ненужные тени могут испортить картинку, поэтому желательно снимать при дневном свете или использовать специальное оборудование. Если переставлять лампы и менять ракурс, то тени от предметов могут «играть», что будет смотреться некрасиво и отвлекать взгляд.

Из чего делать?

В зависимости от того, какая идея заложена в фильме и что автор пытается донести зрителю, набор оборудования для съемки и декораций может значительно варьироваться.

-4

Иногда достаточно только фотоаппарата и интересной идеи, и тогда отснятый материал в редакторе превращается в настоящее анимационное видео с необычной обработкой и спецэффектами.

Тем не менее, минимальный набор для съемок состоит из:

  • камеры или телефона;
  • штатива или приспособления для фиксации камеры;
  • фона и декораций, которые будут в кадре;
  • освещения (сценический свет или дневное освещение).

Что может стать декорацией?

На самом деле строгих рамок и правил нет. Используемые в кадре предметы ограничиваются лишь фантазией автора. При этом можно обыграть технически невозможные эффекты, используя аналоги или ассоциируемые предметы.

Допустим, анимацию дождя в данной технике реализовать очень сложно, поэтому многие идут на хитрость, используя нарисованные капельки, мультяшные бумажные облачка или вовсе нетипичные предметы в виде катушек ниток или лент.

Покадровая съемка

Перед началом съемки, в первую очередь, важно определиться с частотой кадров. Чем их больше, тем более плавным будет переход между отдельными фото и, соответственно, сами движения.

Нетрудно посчитать, сколько кадров необходимо в каждом конкретном случае в зависимости от идеи ролика, времени и возможностей аппаратуры. Стандартное видео представляется нам в виде сменяющихся кадров (24 в секунду). Такое количество может воспринимать человеческий глаз, а картинка на экране движется непрерывно и плавно. Если кадров меньше, то уже будут заметны переходы, и тем они ярче, чем меньше кадров в секунду. Минимально допустимое количество – 6.

-5

Подсчет объема необходимых для монтажа фото определяется по простой формуле: количество кадров в секунду, умноженное на время движения объекта. К примеру, минутный ролик с 12 кадрами в секунду потребует минимум 720 фотографий (12 х 60 секунд). Но всегда нужно учитывать погрешности при съемке и делать больше фото примерно на треть. В таком случае всегда можно выбрать более удачный кадр.

Как создать мультик стоп-моушн:

  • подготовить место съемки, оформив фон, декор и предметы, планируемые к перемещению;
  • закрепить камеру на штативе, настроив фокус на ручной режим и не меняя другие настройки в течение всего процесса съемок;
  • настроить свет;
  • при съемке перемещать предметы на незначительное расстояние (несколько миллиметров), не трогая статичные предметы из окружения;
  • желательно использовать кнопку дистанционного спуска затвора или таймер, чтобы не допустить смазанного кадра или вибрации при нажатии;
  • двигать предметы согласно сценарию;
  • отснятый материал загрузить в программу и смонтировать ролик.

Монтаж

При наличии достаточного количества фото и необходимого программного обеспечения задумка воплощается в реальный анимационный фильм. В большей степени успех затеи зависит от возможностей редактора и умения использовать его инструменты.

  • Перед тем, как загрузить фото в программу-редактор, необходимо убедиться в их качестве. Возможно, потребуется некоторая ретушь и наложение фильтров. Лучше использовать фоторедакторы, позволяющие работать с большим количеством фотографий и импортировать настройки на каждый отдельный кадр.
  • После того, как материал полностью готов к «верстке», он загружается в программу по монтажу видео. Отдельные кадры перемещаются на специальную временную ленту в нужном порядке. Там же корректируется их продолжительность, настраиваются эффекты и переходы. В итоге получается практически готовый ролик без аудиосопровождения.

Добавляем звук

Редактор позволяет накладывать аудиодорожки на готовый видеоряд. Причем можно регулировать его длительность, момент начала и завершения, использовать множество эффектов и отдельных звуков.

Для качественной озвучки лучше использовать звуки и эффекты из готовых фонотек, либо записывать самостоятельно, используя микрофон и предварительно убрав в редакторе посторонние шумы. Также можно накладывать музыкальное сопровождение как на весь клип, так и на его отдельные участки. Готовую работу стоит импортировать как файл в необходимом разрешении.

Как создается 3D мультфильм

Технологии объемного изображения позволяют анимировать персонажа и обстановку вокруг с помощью специальных программ для ПК. Получаются те самые «компьютерные» мультфильмы с богатой текстурой и анимацией.

Главной изюминкой создания такого мультика является наличие на ПК специальных программ по 3D-моделированию, которые есть в открытом доступе и без труда скачиваются онлайн за неимением таковых. Однако иметь – не значит уметь пользоваться. Базовые навыки работы в таких редакторах значительно упростят задачу и сэкономят время.

-6

Этапы создания 3D мультика:

  • написание сценария. Продумывается действие с учетом временной шкалы, положение ключевых персонажей в кадре;
  • подбор персонажей и их моделирование в программе. Прорисовка деталей героев, образа и стиля, оформление в цвете;
  • анимация главных героев;
  • работа с фоном и декорациями. Прорисовка фона, его динамика;
  • оформление отдельных сцен и их анимация. Сцены разделяются на отельные небольшие ролики, сохраняются в виде заготовок;
  • монтаж фильма. Наложение заготовок на временную шкалу, регулировка длительности, скорости воспроизведения, повторов и т.д.;
  • озвучка. Использование звуковых дорожек и их интеграция в видеоряд.

Рисованные мультфильмы

Такую анимацию можно с уверенностью назвать классикой мультипликации, ведь именно с рисунков начинался долгий и тернистый путь создания мультиков «старой школы». Пик расцвета такой технологии пришелся на XX век, а уже к его завершению классическую прорисовку заменили компьютерные технологии.

-7

Первые рисованные мультики были плодом долгой и упорной работы, ведь каждый кадр вырисовывался отдельно и полностью (фон и персонажи в каждом кадре создавались с нуля). Такой прием был назван тотальной мультипликацией и требовал колоссальных временных и трудовых затрат.

Послойная техника, используемая в старых диснеевских мультиках, позволила значительно упростить процесс. Каждый элемент в кадре (персонажи, фон статичный и фон динамичный) вырисовывался на прозрачной пленке, которая слоями накладывалась друг на друга. Данный прием позволял использовать один и тот же фон или шаблоны движений много раз. В подобной технике создавались такие шедевры как «Бемби», «Золушка» и т.д.

С технической точки зрения рисованная мультипликация – процесс довольно простой, что объясняет ее более раннее появление, нежели кинематографа. Тем не менее, создание полнометражного мультфильма – колоссальный труд.

-8

Отдельно, как подвид, можно выделить так называемую редуцированную мультипликацию, которая до сих пор используется при создании мультсериалов и короткометражек.

Главный принцип заключается в максимальном уменьшении временных и ресурсных затрат на создание фильма путем сокращения количества кадров, прорисовки движений, фазовки, эмоций персонажа, плавных переходов и т.д.

-9

Типичные признаки лимитированной мультипликации:

  • анимация эмоций резко сменяет друг друга;
  • статичные черты лица при разговоре или эмоциях за исключением ярко выраженных действий («каменное» лицо с двигающимся ртом при разговоре – типичный прием в большинстве аниме);
  • цикличность кадров движения для имитации динамики;
  • простота фигур и форм, зеркальное отображение объектов;
  • симметрия и простота в лицах и дизайне персонажей;
  • большое количество диалогов;
  • доминирование крупных планов для минимизации прорисовок фона.

Яркими примерами ограниченной мультипликации являются практически все мультсериалы, начиная от Флинтстоунов и заканчивая японскими многосерийными аниме.

Заключение

Индустрия мультипликации имеет богатую историю, и с момента ее появления пережила взлеты, падения и возрождения в послевоенные годы. Все больше отдаляясь от классических методов создания анимационных фильмов, гиганты мультиндустрии используют новейшие цифровые технологии. Их повсеместное распространение и наличие упрощенных программ для любительской анимации позволяет создать собственный мультик в домашних условиях.