Все уже посмотрели фильм «Ржев». Даже я. Даже зная, что он рассчитан на тех зрителей, которые ничего не понимают ни в тактике, ни в стратегии… Ни в Истории (с Большой буквы).
Но я решил посмотреть на праздниках чисто из-за драк, в интернете. Поглядеть, какие батальные сцены там придумали. Забегая вперед, скажу, что не обошлось и без дешевых штампов, но это уже данность нашего кинематографа, «косить под Голливуд». Хотя в целом рукопашный бой смотрелся неплохо.
Не удивило и то, что российские сценаристы историю не знают и не хотят знать. Атаку пехоты показали без артподготовки и поддержки танков. Ну это так, к слову. Опять же пресловутые штампы. По книге деревню брали с танками.
Но вот что удивило, так это то, что первоисточник – книгу фронтовика-писателя Вячеслава Леонидовича Кондратьева «Искупить кровью» извратили в отношении ключевого персонажа, который в книге обозначен просто и безлико, как «особист».
Появление особиста в освобожденной деревне Овсянниково в фильме совпадает с сюжетом книги. Как и задание особиста собрать сброшенные с самолета немецкие листовки и наказать бойца, который одну из них подобрал.
А дальше начинаются несовпадения. И скажу сразу, эти нестыковки из той категории, «что представителя власти «из органов» казнить нельзя», зрители мало ли что могут подумать.
Чего бояться, раз уж взяли за основу сюжет книги писателя-фронтовика, цензурой из оборота не изъятой, и пока не признанной судом незаконной?
Однако от греха подальше развитие книжного сюжета убрали и предстал перед нами НКВДэшник в принципе хорошим парнем, просто шибко молодым да рьяным. Который слишком прямолинейно исполнял свои функции, но после душеспасительной беседы, уже будучи раненым и лежа под огнем в одной воронке с арестованным пожилым, умудренным жизненным опытом бойцом, сразу же понял, как был не прав…
Правда, в оконцовке особист гибнет. Но его гибель у зрителя теперь уже вызывает сопереживание. Парень-то хороший оказался!
В книге писателя фронтовика совсем по другому. Оцените, как это было описано:
«- Вот заарестовали Журкина, наверняка, гады, шлепнут, им это раз плюнуть. Когда драпали с запада, рассказал мне один, что к их части пристали старик какой-то и учитель с училкой. Ясно, что им лучше с солдатами идтить, чем одним, ну, и шли рядом, солдаты с ними хлебцем делились, но появился тут особист в чинах и решил, что шпионы они, раз за частью следуют, ну и шлепнул всех троих. Училка кричала, клялась, какая она шпионка, ее недавно только в западные области в школу направили, так никого не послушали - расстрелял этот курва всех собственноручно...
- Откуда только такая сволота берется? - не смог, видно, смолчать Мачихин.
- Ты погоди, ты дослушай... Хлопнул, значит, этот особист, не посмотрел даже на убиенных, сел на лошадь и тронулся. Однако далече уехать ему не удалось, пульнул кто-то вдогонку и... наповал... А кто пульнул, поди разберись, да и разбираться никто не хотел, те же командиры... Вот ты, Мачихин, человек неглупый, политрук тебя как это... филозофом называет. Вот и подумай... Может, и нам?.. Журкина спасем, и Расею от сволоты избавим. Он же молодой, только начал работать, сколько он за эту войну людей ни за что погубит? А?»
- Погубит бессомненно. Однако... - задумался Мачихин».
В общем, не будем тут словесами раскидываться, а скажем коротко по сюжету книги, на обратном пути особиста убили. Тут немного детективной истории добавляется в стиле, а кто убил? Особист, арестованный и связной залегли на поле, простреливаемом немцами до темноты, потому как особиста ранило в ногу.
Спойлеров кидать не буду, книгу к прочтению рекомендую.
Сам писатель-фронтовик В.Л. Кондратьев был награжден медалью «За отвагу», как указано в наградном листе «за то, что 7 апреля 1942 года в бою за деревню Овсянниково после гибели командира взвода под ураганным огнем противника поднял бойцов в атаку. В этом бою лично Кондратьевым из стрелкового оружия было уничтожено 12 немецких солдат, а броском гранаты он вывел из строя станковый пулемет противника».
Вскоре Вячеслава Кондратьева ранило. После ранения он был переведен в железнодорожные войска, где его ранило во второй раз, теперь уже тяжело. После этого В. Л. Кондратьева по инвалидности комиссуют из армии в звании младшего лейтенанта.
Вот историю, рассказанную таким писателем, и переврали…
Зачем?
Если есть что сказать - комментируйте!
Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь!