Найти тему

Как, благодаря литовской таможне, я научился давать взятки

История из начала 90-х годов. Любой отрицательный опыт - это положительный багаж, который пригодится в жизни. Если сейчас я путешествию для удовольствия и отдыха, то почти 30 лет назад мне приходилось преодолевать большие расстояния, чтобы заработать. Расскажу о своих "коммерческих" поездках в Литву.

На тот момент(1992 год) одновременно в ходу были советские рубли и литовские "талоны". Их называли "вагнорики"(в честь министра Вагнорюса на тот момент) или "зверюшки"(из-за картинок )литовские деньги- "талоны". Защита минимальная, было много подделок. Сначала их не очень доверяли.

"вагнорики"
"вагнорики"

Их перевыпускали. Вот уже 1993 года выпуска:

-2

Курс был сначала одинаковый и можно было расплачиваться тем, чем было в кошельке и даже часть рублями или талонами.

Потом перешли на литы, но рассказ сегодня о другом.

Это было моя вторая поездка. Первый раз прошло все благополучно и я без проблем добрался домой.

В этот раз мне не повезло. В Медининкай, там останавливались все поезда, происходил таможенный досмотр с литовской стороны. Народ большей частью вез продукты(сыр и колбасу). В Москве, уже в пешей доступности от Белорусского вокзала всё распродавалась в считанные минуты.Забитые доверху сумки расставляли , где могли. Потом я уже узнал, что некоторые договаривались с проводниками и те прятали(за определенную плату) товар.

У меня была большая пластиковая китайская сумка, более 30 кг. веса.

примерно такая
примерно такая

Полностью забитая пластиковой бижутерией, которую в массовом количестве штамповали в Литве. Вёз я бусы под "жемчуг" и "чешское стекло". Покупал за 1р. штука, а продавал за 10р. Учитывая , что сдавал в магазины, то деньги получал через несколько месяцев. И даже и с инфляцией, при вложении 100 долларов , получилось 500. Правда с долларами я стал ездить уже позже, так как 1993 году в Литве рубли вышли из обращения.

Поезд останавливался ночью примерно на час. И понятно, что за такое время тщательно проверить всех невозможно. Поэтому вычисляли наметанным взглядом. Я ехал в плацкарте на боковушке и моя большая сумка была очень заметна.

Я сидел в конце вагона. Пока до меня шел наряд из трех таможенников, по пути 2-3 человек вместе с баулами отправили на выход. Ко мне подошла женщина, что стала спрашивать что в сумке. Открыл и показал(опыта у меня практически никакого не было, да и научиться негде было).

Придирчивая "таможенница" стала сразу спрашивать документы на товар, декларацию, квитанцию на оплату пошлины.

Меня отправили на выход из вагона для конфискации товара и оформлении документов. Уже на улице, я обратил внимание, что те кого ссадили перед мною, благополучно возвращаются со своими сумками обратно в вагон.

Стало понятно, что проблему можно решить. Тут вышла "таможенница"из вагона с очередным клиентом. Я сразу подошел и попросил меня простить на первый раз и что я готов заплатить штраф. Спрашиваю сколько нужно, в ответ :

-100$!

Поясню, для тех времен, это очень приличные деньги. Мой весь товар стоил не больше этой суммы.

Долларов конечно у меня не было(да я и их в руках только пару раз держал на тот момент).

Насобирал по карманам около 1000 рублей, примерно 5-10$ по тогдашнему курсу.

Показываю и говорю, что больше ни ничего нет, оставил только на проезд и перекус.

взятка
взятка

Не пересчитывая, уже "добрая таможенница" сгребла все мои деньги и отпустила.

Я бегом обратно в вагон и через пару минут поезд тронулся.

Потом мне стало понятно, что вся эта "таможенная суета" обычный спектакль, чтобы содрать с "коммерсантов"побольше денег.

Из этого случая я извлёк хороший урок. Во-первых "научился" давать взятку и во-вторых понял, что можно и нужно торговаться даже в таких ситуациях.

Может кому-то будет не понятно или даже смешно. Но было такое время(не вычеркнешь из нашей истории) и каждый выживал как мог.