Нам с Мышом нравится северноевропейский кинематограф, особенно скандинавский. Есть в нем что-то такое особенное – соединение холодности и душевности, динамичных сюжетов и глубины. А еще очень часто радуют актерские работы.
В общем, недаром американцы так часто делают ремейки скандинавских картин. Вспомните «Девушку с татуировкой дракона», «Бессонницу», «Впусти меня», «Дурацкое дело нехитрое» («Снегоуборщик») и прочие.
Можно писать целые циклы статей о кинотрадициях не только этого региона, но и каждой страны в отдельности. Но сегодня мы с Мышом ограничимся краткой характеристикой. Как нам кажется, финские картины отличаются особой теплотой и обилием фриковатых (в хорошем значении этого слова) персонажей. Тут наиболее показательным является творчество Аки Каурисмяки.
Шведское кино – самое европейское, самое продаваемое. В нем есть все, что будет интересно зрителю в любой стране – динамичный сюжет, качественная съемка, хороший актерский состав. Лукас Мудиссон, Стеллан Скарсгард и его четверо сыновей – это уже полноценные статьи шведского экспорта.
Норвежцы – лиричны и прагматичны одновременно, у них национальные мотивы просматриваются ярче всего. Они любят снимать о своих национальных героях – путешественниках («Амундсен», «Кон-Тики), борцах сопротивления во время Второй мировой войны («Сражение за тяжелую воду», «Макс Манус: Человек войны») и т.п.
Датское кино, как по мне, стерильное. Напоминает лютеранские кирхи с их упорядоченной структурой и рассеянным светом. Догмианский манифест Ларса фон Триера и других режиссеров – как раз попытка вырваться из этого вычищенного киномира.
Что же касается исландского кино… И вот тут мы с Мышом и задумались. А что же мы знаем о нем? Оказалось, что очень мало. Поэтому мы решили устранить пробел и принялись за просмотр. В результате получился список исландских картин, которые заслуживают внимания. Но сначала более детально остановимся на трех самых оригинальных.
Женщина на войне/Горная женщина: на войне (Kona fer í stríð), 2018 год, реж. Бенедикт Эрлингссон.
Один из лучших вариантов для начала знакомства. Здесь есть все, за что можно полюбить исландский кинематограф: нетривиальный сюжет, странные персонажи в исполнении хороших актеров, неповторимые пейзажи и оригинальные творческие решения.
В центре повествования находится зрелая женщина Хала, дирижер хора. В тайне ото всех она ведет активную борьбу с местным алюминиевым заводом: устраивает отключение электричества и прочую порчу имущества компании, распространяет агитационные листовки и мастерски уходит от преследования полиции. Но однажды она получает разрешение на усыновление, которого ждала много лет. И тогда перед Халой встает выбор: начать новую жизнь с осиротевшей украинской девочкой или продолжить свою борьбу за экологию.
Да, описание похоже на скучную драму, но уверяю вас, что творение Бенедикта Эрлингссона вас точно удивит! Это очень оригинальная трагикомедия с неожиданными поворотами сюжета.
Бюджет фильма «Женщина на войне», созданного в сотрудничестве с Украиной и Францией, составил 4,5 миллиона евро, он успешно окупил себя в мировом прокате.
Особо стоит упомянуть музыкальное сопровождение картины. Оно – часть повествования, в прямом значении слова. Это действительно стоит увидеть и услышать. Кстати, на Каннском кинофестивале картина как раз получила приз за лучшую музыку.
«Бараны» (Hrútar), 2015 год, реж. Гримур Хаконарсон.
Исландская драма, которая в 2015 году стала победителем в категории «Особый взгляд Каннского кинофестиваля». История о двух суровых братьях-овцеводах, которые живут на одной земле, но не разговаривают друг с другом вот уже 40 лет.
Единственное, что хоть как-то соединяет этих двух одиноких пожилых и очень упрямых людей – это овцы особой породы, которую когда-то вывела именно их семья. Это предмет их радости и особой гордости. Но когда животных поражает неизлечимая болезнь, то многолетние обиды вспыхивают с новой силой.
Это неспешная история, которая развивается на фоне мрачных пейзажей северной части острова. Интересно наблюдать, как исландцы взаимодействуют друг с другом, проявляют свои эмоции, относятся к власти и законам. Внешняя холодность и сдержанность соседствует в картине с любовью и даже страстью.
«О лошадях и людях» (Hross í oss), 2013 год, реж. Бенедикт Эрлингссон.
И еще одно творение оригинального исландского режиссера и сценариста Эрлингссона. И, пожалуй, еще более сумасшедшее, чем «Женщина на войне». Больше всего картина напоминает стиль Кустурицы. Вместо горячих Балкан и их черноволосых обитателей – вулканический остров и светловолосые голубоглазые исландцы. Но вот страсти в картине Эрлингссона разгораются нешуточные, и даже сопровождает их музыка в стиле Бреговича.
Сюжет фильма «О лошадях и людях» пересказать непросто. Это истории из жизни обитателей одной долины, которые занимаются разведением исландской породы лошадей (низкорослые и крепкие). И если в проявлении чувств по отношению друг к другу герои очень сдержанны (это характерно и для других фильмов), то в своих животных они просто души не чают.
И вот из этих отдельных ниточек Эрлингссон мастерски и довольно иронично сплетает витиеватое панно. Некоторые сцены получились такие странные, что вы долго не сможете их забыть. А еще в фильме очень много красивых натурных съемок. Собственно, в помещении проходит не более 10% действия.
А далее предлагаем небольшой список картин, которые также позволят вам сложить общее впечатление об исландском кинематографе и жизни в этой стране. Если у вас есть что дополнить к нему, то обязательно напишите в комментариях.
- Агнец (The lamb), 2021 год, реж. Вальдимар Йоханнссон.
· Под деревом (Undir trénu), 2017 год, реж. Хафштайн Гуннар Сигурдссон.
· Металлистка (Málmhaus), 2013 год, реж. Рагнар Брагасон.
· Гора девственности (Fúsi), 2015 год, реж. Дагюр Каури.
· Затерянные во льдах (Arctic), 2018 год, реж. Джо Пенна.
· Ной – белая ворона (Nói albínói), 2003 год, реж. Дагюр Каури.
· Задом наперед (Bakk), 2015 год, реж. Давид Оскар Олафссон, Гуннар Ханссон.
· Вулкан (Eldfjall), 2011 год, реж. Рунар Рунаррсон.
· Пучина (Djúpið), 2012 год, реж. Бальтасар Кормакур.
· Зимние братья (Vinterbrødre), 2017 год, реж. Хлинюр Палмасон.
· Неуместный человек (Den brysomme mannen), 2006 год, реж. Йенс Лиен.
Также на МышКино вы можете ознакомиться с авторскими подборками:
Фильмы о пожарных, Худшие роли крутых актеров, Фильмы о женской мести, Мультфильмы для взрослых, Шедевры анимации, Летчики Второй мировой войны в кино, Дамы в мужских костюмах, Культовые актеры в детстве, Толстушки в Голливуде, Особенности исландского кино, Фильмы о Первой мировой войне, Фрики из «Звездных войн», Самые высокие актрисы, Самые высокие актеры, Фильмы о подводных лодках, Красные персонажи, 33 фильма о музыке, Дети-актеры, Лучшие роли короля монстров, Фильмы с синими персонажами.
Найти материалы о таких персоналиях:
Джейкоб Тремблей, Братья Калкины, Джейсон Момоа, Карел Стрёйкен, Кристен Стюарт, Майкл Фассбендер, Сергей Филиппов, Рик Дженест (Zombie Boy), Квентин Тарантино, Бенедикт Камбербэтч, Кристофер Нолан, Шарлиз Терон, Том Хэнкс, Кара Делевинь, Мелисса Маккарти, Ребел Уилсон, Даниэль Макдональд, Бини Фелдштейн, Сигурни Уивер, Марк Стегер, Том Харди, Иван Ноэль, Братья/Сестры Вачовски, Гвендолин Кристи, Хавьер Ботет, Даг Джонс, Братья Даффер, Люк Бессон, Тильда Суинтон, Чад Стахельски, Джон Гейси.
Прочитать отзывы о фильмах и сериалах:
«Огонь», «На пределе», «Багровая мята», «Время возмездия», «Воспитанный волками», «Тайное происхождение», «Люси в небесах», «Меня это не устраивает», «Кошки», «Женщина на войне», «Бараны», «О лошадях и людях», «1917», «Табу», «Половое воспитание/Все о сексе», «Отверженные», «К звездам», «Чернобыль», «Малефисента: Владычица тьмы», «Анна», «Ода к радости», «Настройщик», «Марс и Апрель», «Мой Аттила Марсель», «Зов волка», «Хантер Киллер» и «Курск», «Очень странные дела».