Найти тему

Уральское рукоделие. Бажов П.П. "Малахитовая шкатулка". Ч. 3

Часть 1. Хрупкая веточка здесь.

Часть 2. Чугунная бабушка здесь.

Уральские мастера работали не только с чугуном, но и со сталью. В том числе и с одной из самых сложных ее разновидностей - булатной. Именно на уральских заводах с помощью местных умельцев выдающийся русский ученый-металлург П.М.Обухов воссоздал утерянные, казалось бы, секреты варки булатной стали. Но сейчас рассказ не о нём.

Часть 3. Иванко-Крылатко

Еще одним видом мужского рукоделия, которое описал П.Бажов, стала златоустовская гравюра на стали. Так же, как и имя мастера-литейщика В.Ф.Торокина (см. часть 2 «Чугунная бабушка»), донес до нас писатель имя мастера-чеканщика Ивана Николаевича Бушуева в своем рассказе «Иванко-Крылатко».

В отличие от каслинского литья, которое создавалось целым коллективом мастеров, чеканка на стали (в первую очередь на оружейных клинках) – творчество одного человека. Один мастер должен был быть и художником, и гравёром, и золотчиком, и полировщиком… Словом, любую работу по металлу знать должен был. И опять-таки, нужно было иметь глаз верный да руку твердую. На металле любую неверную черточку исправить невозможно – полностью работу переделывать нужно. А инструменты были только самые простые.

Первое время Иванко у немецкого мастера по прозвищу Фуйко Штоф обучался (немецкий мастер-оружейник Шаф). Ну как обучался… посматривал, конечно, да полезное для себя примечал. Да только были у него и семейные секреты мастерства. Отец юноши Николай Бушуев был талантливым художником-самородком. Он и передал сыну семейные секреты. «Дело ему, по-настоящему сказать, знакомое. Одно беспокоит — надо в чистоте от немца не отстать и выдумкой перешагнуть. На том давно решил, — буду рисовать коня на полном бегу. Только как тогда с короной? Думал-думал, и давай рисовать пару коней. Коньков покрыл лентой, а на ней коронку вырисовал. Тоже все жички-веточки разберешь, и маленько эта коронка назад напрочапилась, как башкир на лошади, когда на весь мах гонит.

Поглядел Иванко, чует — ловко рисовка к волновому булату пришлась. Живыми коньки вышли… Взял да и приделал тем конькам крылышки, и видит — точно, еще лучше к булатному узору рисовка легла. Эту рисовку закрепил и по дедушкиному секрету вызолотил».

К сожалению, мне не удалось найти изображение сабли именно с двумя крылатыми коньками. Но нашлись фотографии других работ мастера И.Бушуева.

В сказе «Иванко-Крылатко» сабля эта досталась казацкому генералу, имя которого не названо.

«Царь взял его (генерала – авт.) для почету в свою свиту. Только глядит — у старика заслуг-то на груди небогато.

У ближних царских холуев, которые платок поднимают да кресло подставляют, — куда больше. Вот царь и придумал наградить этого генерала жалованной саблей…

Немцы, понятно, спозаранку всю Фуйкину работу на самых видных местах разложили. А один наш мастер возьми и подсунь в то число Иванковых коньков. Генерал, как углядел эту саблю, сразу ее ухватил. Долго на коньков любовался, заточку осмотрел, все винтики опробовал и говорит:

— Много я на своем веку украшенного оружия видел, а такой рисовки не случалось. Видать, мастер с полетом. Крылатый человек. Хочу его поглядеть.
Ну, немцам делать нечего, пришлось за Иванком послать. Пришел тот, а генерал его благодарит… С той вот поры Ивана Бушуева и стали по заводу Крылатым звать».

Крылатый конь на сабле, украшенной мастером И.Н.Бушуевым
Крылатый конь на сабле, украшенной мастером И.Н.Бушуевым

Историки города Златоуста утверждают, что именно этот крылатый конь изображен на гербе города.

Герб г. Златоуста
Герб г. Златоуста

Мастер И.Бушуев еще достаточно долго работал на Златоустовской оружейной фабрике и создал немало украшенных сабель. Особенно известны его многофигурные миниатюры с изображением батальных сцен.

Сегодня оружие работы мастера И.Бушуева хранится во многих музеях, в т.ч. и в Оружейной палате Московского Кремля.

Продолжение следует.

Если вам было интересно, и хочется прочитать еще что-то подобное, подписывайтесь на канал и ставьте лайк.