Часть 1. Хрупкая веточка здесь.
Часть 2. Чугунная бабушка здесь.
Уральские мастера работали не только с чугуном, но и со сталью. В том числе и с одной из самых сложных ее разновидностей - булатной. Именно на уральских заводах с помощью местных умельцев выдающийся русский ученый-металлург П.М.Обухов воссоздал утерянные, казалось бы, секреты варки булатной стали. Но сейчас рассказ не о нём.
Часть 3. Иванко-Крылатко
Еще одним видом мужского рукоделия, которое описал П.Бажов, стала златоустовская гравюра на стали. Так же, как и имя мастера-литейщика В.Ф.Торокина (см. часть 2 «Чугунная бабушка»), донес до нас писатель имя мастера-чеканщика Ивана Николаевича Бушуева в своем рассказе «Иванко-Крылатко».
В отличие от каслинского литья, которое создавалось целым коллективом мастеров, чеканка на стали (в первую очередь на оружейных клинках) – творчество одного человека. Один мастер должен был быть и художником, и гравёром, и золотчиком, и полировщиком… Словом, любую работу по металлу знать должен был. И опять-таки, нужно было иметь глаз верный да руку твердую. На металле любую неверную черточку исправить невозможно – полностью работу переделывать нужно. А инструменты были только самые простые.
Первое время Иванко у немецкого мастера по прозвищу Фуйко Штоф обучался (немецкий мастер-оружейник Шаф). Ну как обучался… посматривал, конечно, да полезное для себя примечал. Да только были у него и семейные секреты мастерства. Отец юноши Николай Бушуев был талантливым художником-самородком. Он и передал сыну семейные секреты. «Дело ему, по-настоящему сказать, знакомое. Одно беспокоит — надо в чистоте от немца не отстать и выдумкой перешагнуть. На том давно решил, — буду рисовать коня на полном бегу. Только как тогда с короной? Думал-думал, и давай рисовать пару коней. Коньков покрыл лентой, а на ней коронку вырисовал. Тоже все жички-веточки разберешь, и маленько эта коронка назад напрочапилась, как башкир на лошади, когда на весь мах гонит.
Поглядел Иванко, чует — ловко рисовка к волновому булату пришлась. Живыми коньки вышли… Взял да и приделал тем конькам крылышки, и видит — точно, еще лучше к булатному узору рисовка легла. Эту рисовку закрепил и по дедушкиному секрету вызолотил».
К сожалению, мне не удалось найти изображение сабли именно с двумя крылатыми коньками. Но нашлись фотографии других работ мастера И.Бушуева.
В сказе «Иванко-Крылатко» сабля эта досталась казацкому генералу, имя которого не названо.
«Царь взял его (генерала – авт.) для почету в свою свиту. Только глядит — у старика заслуг-то на груди небогато.
У ближних царских холуев, которые платок поднимают да кресло подставляют, — куда больше. Вот царь и придумал наградить этого генерала жалованной саблей…
Немцы, понятно, спозаранку всю Фуйкину работу на самых видных местах разложили. А один наш мастер возьми и подсунь в то число Иванковых коньков. Генерал, как углядел эту саблю, сразу ее ухватил. Долго на коньков любовался, заточку осмотрел, все винтики опробовал и говорит:
— Много я на своем веку украшенного оружия видел, а такой рисовки не случалось. Видать, мастер с полетом. Крылатый человек. Хочу его поглядеть.
Ну, немцам делать нечего, пришлось за Иванком послать. Пришел тот, а генерал его благодарит… С той вот поры Ивана Бушуева и стали по заводу Крылатым звать».
Историки города Златоуста утверждают, что именно этот крылатый конь изображен на гербе города.
Мастер И.Бушуев еще достаточно долго работал на Златоустовской оружейной фабрике и создал немало украшенных сабель. Особенно известны его многофигурные миниатюры с изображением батальных сцен.
Сегодня оружие работы мастера И.Бушуева хранится во многих музеях, в т.ч. и в Оружейной палате Московского Кремля.
Продолжение следует.
Если вам было интересно, и хочется прочитать еще что-то подобное, подписывайтесь на канал и ставьте лайк.